В журнале Религиоведение вышла статья о самоидентификации православных христиан
События

Прихотько В.А. Самоидентификация личности православного христианина в контексте традиций и социокультурных трансформаций погребально-поминальной обрядности. Религиоведение 2020 №1 с.83-93

Об авторе:

 Прихотько Валерия Александровна – кандидат философских наук, преподаватель Департамента философии и религиоведения  Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

Аннотация

Вопрос, поднимаемый в статье, связан с самоидентификацией православного христианина в значении его осознанного желания быть погребённым определённым образом. Новизна исследования заключается в использовании социально-психологического подхода для изучения социокультурных трансформаций погребально-поминальной обрядности. Смысл древней христианской некрологической практики намеренно упрощается автором для выявления в структуре современного российского похоронного ритуала, совершаемого над православным христианином, традиционных и инновационных черт по отношению к исходному. Личностное восприятие феномена «смерть» на современном этапе предлагается проследить при помощи понятия «самоидентификация» (усвоенный и принимаемый образ личностью себя), связанного с эмоциональным, когнитивным, мотивационным и деятельностным уровнями восприятия религиозного знания. Автором принимается во внимание разнообразие символических элементов похоронной обрядности, при этом настоящее исследование призвано обобщить повторяющиеся особенности погребально-поминальной обрядности православных христиан (подготовку человека к смерти и действия с телом покойного) с учётом специфики региональных проявлений при охвате достаточно больших территорий России в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. В статье представлены следующие выводы: 1) погребальный ритуал или обряд является частью фундамента культуры, обеспечивает её сохранение от деформаций; 2) самоидентификация отдельного человека определённым образом связана с традицией в целом; 3) погребение тела в земле может отражать неосознанное стремление сохранить личность усопшего, на сознательном уровне следование традиционным обрядам говорит о групповой принадлежности; 4) от каждого человека и его выбора зависит участие в инновационных процессах, принятие моделей, существующих на мезо- и макроуровнях. Высвеченные линии обозначенного подхода могут быть включены в программу социологического или психологического исследований проблематики, связанной с осмыслением религиозной танатологии современными россиянами.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9