Сапронова М. А., Чечевишников А. Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 2. С. 122-136.
Аннотация
Проведенное авторами статьи пилотное исследование (анкетирование) круга отечественных ученых, специализирующихся на изучении современного российского ислама и российских мусульман, позволило осуществить первый опыт характеристики этого формирующегося научного сообщества. В постсоветской России такое исламоведческое сообщество складывается прежде всего на основе “советских” востоковедческих кадров и соответствующих центров. Существенную роль в его формировании играют и исламские учебные заведения, возникшие в последние десятилетия, – многие служители культа имеют светские ученые степени. В свою очередь, светские учебные и научные учреждения способствуют становлению исламских высших учебных заведений, так как исламское образование в России идет по пути синтеза религиозных и светских знаний. Значимый рост академической активности по исламской тематике произошел с 2008 г. в результате решения правительства подготовить специалистов с глубокими знаниями истории и культуры ислама, которые будут работать в исламских религиозных организациях. Большинство опрошенных ученых изучают местные мусульманские общины и ислам на региональном уровне из-за разнообразия мусульманских общин в стране. На повестку дня выходят задачи концептуализации знаний о российском исламе, выработки методов его изучения, а также выяснения места, роли и функций ислама в современном российском обществе. Оставаясь весьма мозаичным, российский ислам динамично меняется. Авторы полагают, что господствующая в настоящее время региональная исследовательская парадигма тормозит понимание процессов, происходящих в российском исламском сообществе. Необходимо составить картину развития ислама в России в целом. Полевые исследования должны вестись в разных регионах страны, чтобы создать целостную картину. Делать это следует в контексте мировой ситуации, в первую очередь – ситуации на Ближнем Востоке, а также с учетом функционирования неформальных исламских сетей. Необходима глубокая кооперация с востоковедами-арабистами.