Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Лк. 8: 17)
Недавно в США были опубликованы рассекреченные материалы, демонстрирующие специфический характер взаимоотношений между Константинопольским Патриархатом и американскими спецслужбами. Это документы Управления стратегических служб (OSS), предшественника ЦРУ, посвященные Греции во времена Второй мировой войны. Некоторые из них относятся к Преосвященному Афинагору, который в ту пору возглавлял Американскую архиепископию. В служебной записке от 26 марта 1942 года сотрудник Управления Улиус Л. Амосс докладывал своему начальнику по имени Дэвид Бернс, что архиепископ Афинагор был рад встретиться с ним:
«Он сказал мне, что все возможности его организации находятся в нашем распоряжении. Он выразил это словами: “У меня три епископа, триста священников и большая и обширная организация. Каждый, кто в моем распоряжении, находится и в вашем. Вы можете командовать ими для любой услуги, которая вам требуется. Там не будет задано никаких вопросов, и ваши указания будут выполнены верно”».
Готовность архиепископа Афинагора, после войны занявшего Константинопольский патриарший престол, предоставить со стороны подведомственного ему духовенства любые услуги, какие только будут затребованы, поражает своей откровенностью. Правда, в ту пору США вместе с нашей страной, Великобританией и другими союзниками вели справедливую войну с нацистской Германией и другими державами оси, а историческая родина духовенства и паствы Американской архиепископии Константинопольского Патриархата была оккупирована врагом, так что тесное сотрудничество греческого духовенства в Соединенных Штатах с американской разведкой, надо полагать, служило правому делу, но как бы мы ни судили о плодах такого сотрудничества, сам факт его смущает своей бесцеремонностью. Мы хорошо помним, как несравненно менее яркие моменты из взаимоотношений между иерархией Русской Православной Церкви и государственными властями СССР клеймились как «сервилизм».
Но в данном случае нас по преимуществу интересует не стиль дипломатии константинопольской иерархии, а тот факт, что документы, о которых идет речь, были рассекречены и опубликованы в момент обострения кризиса во взаимоотношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами. Тривиальный срок снятия секретности в США – 30 лет. Для документов, цитированных здесь, он давно прошел, следовательно, эти документы рассматривались ранее как чрезмерно уязвимые – наносящие весомый ущерб репутации американских спецслужб, либо, что более вероятно, их агентуры. А вот настоящий момент сочли подходящим для их рассекречивания. Почему? Очевидно, что их публикация не может способствовать росту популярности Константинопольской Патриархии в православном мире. Что же в таком случае подтолкнуло американские власти к этой акции? Может быть, в споре между двумя Патриархатами они встали на сторону Москвы? Но подобная версия несостоятельна по природе вещей. Ее и обсуждать не стоит.
Некоторый свет в эту мутную историю может пролить такая отдаленная параллель: у нас, в России, в разгар гонений на Церковь, поводом для которых послужил голод 1922 года, один из организаторов беззаконных репрессий духовенства Л.Д. Троцкий предложил следующий план действий: спровоцировать церковный раскол, устранить патриарха Тихона и содействовать приходу к власти в Церкви обновленческих деятелей. Но ставка на обновленцев рассматривалась им лишь как временная мера. На заседании Политбюро ЦК правящей партии 30 марта 1922 года Троцкий сказал, что уже сегодня «нам надо подготовить теоретическую, пропагандистскую кампанию против обновленной церкви. Надо превратить ее в выкидыш».
Возможно, что по ту сторону океана, где один из ведущих государственных сановников в недавнем прошлом заявил, что после поражения коммунизма главный враг пресловутого «свободного мира» – это Православие, действуют по двухактной модели, предложенной столетие назад Троцким. И там приступили ныне к осуществлению второго акта: использовав верноподданную Константинопольскую Патриархию, втравив ее в агрессию против Русской Православной Церкви, занялись компрометацией теперь уже и самой Константинопольской Патриархии, чтобы нанести еще один удар по Православию, обозначенному главным врагом.
Расчеты Троцкого из теперь уже далекого прошлого оказались ошибочными и, как многие прочие его инициативы, в конечном счете провалились. Надеемся, что и атака против Православной Церкви, осуществляемая политиками из Нового света, провалится, ибо «врата адовы не одолеют» Церкви (Мф. 16: 18). Но осознают ли на Фанаре, участниками какой игры они стали и насколько почетна роль, на которую их назначали в этой игре? А вытекающая из сопоставления инициатив Троцкого, с одной стороны, и действий спецслужб США – с другой, параллель между Константинопольской Патриархией и российским обновленчеством, подкрепляется множеством других шагов, предпринятых Фанаром начиная с 20-х годов прошлого столетия, включая и так называемое «каноническое общение» с обновленческим ВЦУ, продолжавшееся два десятилетия.
Сотрудничество архиепископа Афинагора с американской разведкой продолжалось и после войны. Хорошо известно, что он стал патриархом при энергичном содействии со стороны американской власти. По законам Турции, он, не будучи гражданином этого государства, не мог стать главой турецкой религиозной общины, каковой является Константинопольский Патриархат. Но в Стамбул его доставили как драгоценное национальное сокровище США – в самолете президента Г. Трумэна. Этот факт – символ энергичного участия американской дипломатии в операции по замене патриарха на Константинопольском престоле.
Понимает ли в наше время преемник патриарха Афинагора, в какую игру он вступил, вторгаясь на каноническую территорию Московского Патриархата? Вопрос риторический, но над ним, очевидно, не могут не размышлять предстоятели и епископы Поместных Православных Церквей, определяя свою позицию в конфликте, потрясшем единство Вселенской Церкви в собственном, не титулярном значении этого термина.
Протоиерей Владислав Цыпин