Архиепископ Феодор (Поздеевский) об аскетических воззрениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и значении аскетизма в жизни каждого христианина
Архиепископ Феодор (Поздеевский) – один из самых известных архиереев времен гонений на Церковь 20–30-х годов прошлого века. В 1909–1917 годах он был ректором Московской Духовной Академии, в 1917-м стал настоятелем Московского Данилова монастыря, расстрелян в 1937-м. Тема аскетизма интересовала владыку уже в студенческие годы, причем не как отвлеченная богословская идея, не как делание немногих монахов-подвижников, а как непременное условие спасения души каждого христианина. Труды владыки Феодора не теряют своей злободневности и заставляют задумываться всех, чающих жизни будущаго века.
Архиепископ Феодор, по воспоминаниям современников, «считался в те времена оплотом церковного консерватизма и строгого православия. <…> Строгий монах и безупречный аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, владыка пользовался большим уважением его бывших учеников – архиереев, в числе которых было много ревнителей церковного благочестия».
В Академии владыка читал курс Пастырского богословия, в котором теме аскетики уделялось особое место. Но интерес к теме аскетизма вообще и аскетики как науки будущий владыка проявил еще во время учебы в Казанской Духовной Академии. Академию владыка окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия первого разряда, магистранта, и как один из самых даровитых студентов курса был оставлен в Академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики для подготовки магистерской диссертации. Тема диссертации – «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».
В своей речи перед защитой, 13 октября 1902 года, иеромонах Феодор сообщил, что главной целью его работы было раскрыть смысл и значение аскетизма в христианстве, и объяснил свой интерес к этой теме тем, что в последнее время в современной печати слишком много высказывалось отрицательных мнений по этому вопросу.
В диссертации, посвященной преподобному Иоанну Кассиану Римлянину – исследователю аскетической идеи православного Востока и создателю наиболее полной теории подвижничества, будущий владыка впервые формулирует свои богословские воззрения, которые позже, значительно развив и систематизировав, он положил в основу академического курса христианской аскетики.
«Задачу настоящего сочинения, – как заявлено в диссертации, – составляет выяснение и характеристика аскетических воззрений преподобного Иоанна Kaccиaнa».