Лекция посвящена древнерусскому живописному искусству, а именно искусству царских и строгановских мастеров иконописи конца XVI — первой половины XVII веков.
Как известно в те времена с насыщенной художественной жизнью столицы соперничал далекий Сольвычегодск — резиденция богатых промышленников Строгановых, создавших мастерские, которые обеспечивали иконами и шитьем храмы их обширных владений.
У Строгановых работали лучшие мастера из Москвы, Новгорода, Ростова. Со временем выработался особый стиль письма, получивший название строгановского. Мастера нередко оставляли свои автографы, позволяющие сегодня определить индивидуальный почерк художника.
В конце XVI — первой половине XVII века работали такие известные иконописцы, как Прокопий Чирин, Назарий Истомин и др. В этот период были созданы росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Благовещенского собора в Сольвычегодске и Успенского собора в Свияжске. Каждый ансамбль отличается уникальной иконографической программой.
Лекцию читает кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Елена Саенкова.