Святой мученик Иустин Философ. О человеке и Боге
События

Святой мученик Иустин Философ. Древний Богослов Христианской Церкви, живший во II веке по Рождестве Христовом, интересен тем, что в христианство он пришел, будучи философом. Свободно владея не только эллинской философией, но и священным Писанием Церкви Христовой, он выстраивал свои апологии в защиту христиан от нападок языческо-иудейского мира. Эго апологетические труды, направленные на защиту христианской веры несут в себе глубокое представление о Боге, человеке и материальном мире, созданном Творцом, но и бесспорно сеют семена Богословия личности. Статья священника Павла Мальнова на портале Иисус

Святой мученик Иустин Философ, раннехристианский отец Церкви II века. Христианский писатель-апологет, защитник веры от нападок эллинско-иудейской философии. Апологии содержат в себе христианское представление о человеке и Боге. Св. Иустин представляет человека как разумное животное, отождествляя его животность с душой, которая есть хранительница духа. Бог творит человека, состоящего из тела и души. Для св. Иустина душа, так же как и тело, вечны, но в отличие от души, тело имеет естественную биологическую смерть, которая призвана привести человека к воскресению. Св. Иустин обращает свое внимание на то, что независимо от того, каким образом тело перед смертью претерпит изменение, оно воскреснет в своем первоначальном виде и соединится с душой, которое оно имело до смерти. Св. Иустин отрицает предсуществование, смерть, а так же сон души, указывая на то, что человек называется целостным человеком исключительно только тогда, когда душа соединена с телом. Св. Иустин утверждает, что человек будет приведен на суд к Богу, когда воскреснет. Для этого он пользуется нравственно-аскетическими критериями христиан. Св. Иустин представляет Бога как Троицу – Отца, и Сына и Св. Духа. Он указывает на то, что Отец и Сын, равные по природе, Св. Дух, есть Дух пророческий, вдохновляющий священных писателей. Св. Иустин утверждает, что на протяжении всей Ветхозаветной истории, человечеству являлся Бог Сын. Св. Иустин воспринимает Св. Троицу в субордициональном восприятии по ипостаси, что дает право утверждать, что св. Иустин воспринимает Бога Единоприродным.

Человек. Святого мученика Иустина

«Человек, прежде всего, «разумное животное». Для Святого Иустина Философа понятие «животное» ассоциируется с душой, он говорит, что Бог сотворил человека из земли и вдунул в него дыхание жизни, как это сказано в книге Бытия. Олицетворение дыхания жизни как раз и воспринимается Святым апологетом, как разумная душа человека, в отличие от всех других душ вообще в этом мире. «Ибо тело есть жилище души, а душа жилище духа» [4]. Концепция целостности человека Святым мучеником представляется именно как тело, душа, дух. Понятие духа отождествляется с умом, что дает право отцу Киприанну Керну утверждать, что Святой Иустин был дихотомистом [2]. Важным вопросом в апологиях Святого мученика, касающимся человека, является, прежде всего, вопрос о воскресении из мертвых, и дальнейшей реально существующей жизни человека в обновленном воскресшем теле. Надо понимать, что для эллинистического мира, так же как и для иудейского, вопрос воскресения мертвых виделся довольно-таки сложным, поэтому Святой Мученик и Философ Иустин ставит его «ребром», показывая, что без воскресения нет смысла говорить о человеке, как о полноценном творении Божием, соединяющим в себе весь мир и Бога. Именно воскресение тела важно для всего Иустиновского богословия, как основная идея всего целого человека. Именно так сотворил его (человека) Промыслитель Бог. «Ибо Слово говорит: «и взял Бог персть от земли и создал человека». Тело, в отличие от Платоновской философии, которую критикует Иустин, – не есть «могила души», тело для Иустина – есть прекрасное творение Божие, непросто сотворенное как нечто обычное, а именно выделенное из всего общего творения. «Не нелепо ли говорить о плоти, созданной Богом по Его образу, что она бесславна и ничего не стоит?». По мысли Иустина, тело обязательно воскреснет и будет бессмертным, так же как и душа человека.

    «Разве душа сама по себе есть человек? Нет – она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, – оно называется телом человека. Если же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком».

Интересен тот факт, что тело будет соединено с душой, которое она имела и до смерти. И тело, даже если оно перед смертью имело некое повреждение, будет восстановлено полностью. Святой Иустин утверждает, что человек будет после воскресения восстановлен в своем первозданном состоянии, за исключением только половой функции размножения.

    «Отправление матки есть зачатие, а мужеского члена излияние семени. Хотя они и будут в состоянии совершать эти действия, но поэтому не необходимо, чтобы они действовали по первоначальному своему устройству. И Господь наш Иисус Христос не по-другому чему родился от девы, как для того, чтобы упразднить рождение от незаконной похоти и показать начальнику зла, что и без человеческого соития возможно для Бога образование человека».

Воскресение и изменения человеческого тела заботило всю богословскую систему Святого Иустина. Для него было важным, что именно наравне с душой, тело человека есть прекраснейшее творение рук Божиих, которое после своего воскресения, обновится, не претерпит никаких физических изменений. По его мнению, человек – это живая вечная душа, и так же живое, вечное тело, подвергающиеся сначала смерти, как естественному принципу природы, а затем обязательному восстановлению, как телесно, так и душевно. «Судией будет Христос, и души их будут соединены с теми же телами» .

Для Святого Иустина не возникает вопроса, в отличие от эллинской философии о том, что будет с душой человека после его смерти, для этого он пользуется христианским учением о воскресении человека, что в свою очередь представляет человека как единое, неделимое целое. Смерть человека не есть придел, хотя бесспорно для Иустиновского богословия, смерть – есть естественное прерывание биологического процесса жизни. А вот душа, которая у Иустина тварная, как и все в его понимании в этом мире, есть нечто живое в человеке, которое дает жизнь всему человеку по промыслу создавшего ее Творца. «Непременно: един есть Бог не рожден и нетленен, и сего ради Бог есть; прочее же все по Нем, рожденное и тленное» и в другом месте «Ибо все что ни есть, или будет когда по Боге, имеет тленное естество». Все в этом мире тварно и творение рассматриваются именно как действие Бога. Бог является Творцом материи, Святой мученик не соглашается с философскими эллинистическими воззрениями, где материя совечна Богу. Именно Бог в его понимании есть: «Отец и Создатель всего мира».

Важным вопросом для св. Иустина, остается дальнейшее существование человека после его воскресения. Для того чтобы понять, что произойдет с человеком после его смерти и воскресения, он обращается к христианскому нравственно-аскетическому критерию. Этот критерий, по его мнению, важен для человека, стремящегося соединится с Богом. Его понимание нравственно-аскетической практики, представляет собой совершенствования всего человека при его жизни. Не после и не до его существования, как этому следовала эллинистическая традиция. Святой апологет полностью отвергает теорию предсуществования души, или переселения ее из одного тела в другое, или полного забвения (умирания), или же сна души.

    «Ибо, ежели бы они были не рождены, то бы грешили, и не были исполнены безумия, и не были бы иногда робки, а иногда дерзки, ниже по воли своей переселялись в свиней, змиев и псов».

Именно Христианство, по его мнению, способно улучшить качество жизни человека как душевно, так и физически. В истинном познании Бога есть возможность всецело совершенствоваться и быть оправданным на суде Божьем, а для этого нужно совершенствоваться, будучи именно целостно составным человеком, оберегая свою личность от «греховной скверны». «Зерно личности-ипостаси в человеке» находится «под нарастающими и жестокими угрозами сил мира сего» [3]. Бог воплотился для того, что бы человек получил возможность Обожения. Подвергая себя определенным нравственно-аскетическим упражнениям, мы лицезреем Бога как конечную цель всех желаний христианина [8с,13]. Человек для Святого Иустина именно искусное изображение Бога, для которого и творится этот мир как видимый, так и невидимый.

    «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях».

 

Полный текст статьи читайте на портале Иисус


Другие публикации на портале:

Еще 9