Редакция «Религиоведческих исследований» приглашает коллег принять участие в новом номере, посвященном становлению и развитию сравнительного знания о религии от Фридриха Макса Мюллера до наших дней (1870—2020). Номер выйдет к очередному конгрессу РРО в октябре 2020 года.
В фокусе внимания предполагается осветить следующие темы:
— философия религии как исток сравнительного знания о религии. Уникальный процесс его становления явился следствием тектонических сдвигов в философско-теологических установках континентальной, прежде всего немецкоязычной мысли XIX в., которые, к сожалению, всё ещё остаются недостаточно изученными. Авторам предлагается поразмыслить над следующими вопросами: Как вообще стало возможным прийти к мысли о сравнении различных религий? Какую роль в возникновении религиозной компаративистики сыграла немецкоязычная философия религии и лютеранская теология? Как с таким подходом обстоят дела в неевропейских интеллектуальных традициях? Можно ли признать сравнительное религиоведение особой западноевропейской (протестантской по происхождению?) интеллектуальной оптикой, или такой метод скорее универсален? Как религиозная компаративистика связана с философской? Полноценный ответ на эти вопросы невозможен без обращения к религиозно-философскому наследию южноиндийской, дальневосточной, арабо-исламской цивилизаций.
— психологические истоки сравнительного знания о религии. Само сопоставление различных религий и религиозных учений возможно лишь в том случае, если мы признаём их обладающими едиными основанием. Вслед за Фр. Д. Шлейермахером Фр. М. Мюллер усматривал это основание в чувстве бесконечного. К психологическому обоснованию религии стремился и второй сооснователь науки о религии К. П. Тиле. Важными здесь будут вопросы: Что европейская теологическая и психологическая мысль XIX в. видела в качестве сущности религии? Какие психологические методы привлекались для (сравнительной) характеристики религий? Насколько плодотворным оказался такой подход?
— востоковедческие истоки сравнительного знания о религии. Это знание фактически возникло тогда, когда соответствующие философско-теологические установки были «оплодотворены» фактическим приращением знания о неевропейских/неавраамических религиозных традициях. Первые религиоведы были одновременно и комплексными востоковедами, и специалистами по древним цивилизациям. Актуальны и малоизученны вопросы: Какую роль сыграли лингвистические и филологические методы в возникновении сравнительного религиоведения? Возрастало ли их значение со временем? Сколько и какого уровня нужно собрать фактов о культурной традиции, чтобы правомерно сравнивать религии? Не означает ли само сравнение религий их неправомерную унификацию?
— сравнительное знание о религии и религиозное реформаторство. Религиоведческое знание по своему происхождению не атеистическое. Оно создавалось с либерально-теологической точки зрения и имело в качестве конечных целей как трансляцию христианской Истины в неавраамические традиции, так и обогащение христианского религиозного сознания через знакомство с этими традициями. В связи с этим интересны вопросы: как сравнительное религиоведение связано с проектами религий будущего, которые создавались в конце XIX ̶ начале ХХ в.? Может ли оно использоваться в апологетических целях? Что общего у сравнительного религиоведения и сравнительной теологии? Как оно может соотноситься с конфессиональными теологиями? Как оно повлияло на неоязыческие проекты ХХ в.?
— сравнительное знание о религии сегодня. Полтора века развития дисциплины заслуживают сегодня фундаментального осмысления. Что устарело у классиков религиоведения, а что остаётся непреходяще актуальным? Развивается ли религиозная компаративистика или деградирует? Как на неё влияет углубляющаяся дифференциация дисциплин и их методов? Как религиозная компаративистика соотносится с ориентализмом, идеями интеллектуальной деколонизации, теологии освобождения? Насколько продуктивно осмысляется огромное множество накопленных фактов? Как современные естественнонаучные и компьютерные технологии влияют на развитие методов сравнительного религиоведения? Как на него влияет современная лингвистика? Может ли оно быть/стать точным знанием?
Сбор материалов – статей, рецензий, переводов – будет осуществляться до 15 июля 2020 года. Присылайте ваши статьи и все вопросы на адрес выпускающего редактора Всеволода Золотухина – vakis2011 @ gmail.com и адрес редакции журнала: relig.journal @ gmail.com. Скачать анонc как pdf.
Сайт журнала Религиоведческие исследования