«Светлое будущее» XXI века
Как это ни удивительно, но один из родоначальников трансгуманистического движения – русский философ Николай Федоров, космист, считавший себя христианином. Федоров выдвигал идею, что грядущее телесное воскресение мертвых, то есть победа над смертью, совершится при участии человека, в его трудах и творческой деятельности. Научной, например. Гуманистическая концепция, ломавшая традицию, ставила в центр жизни человека. Неудивительно, что глобальные общественные тенденции влияли и на православных людей своего времени, их мировоззрение и творения.
Однако, став «центром мироздания», человек модерна, «хотевший как лучше», ожидаемо «сделал как всегда», устроив сначала Первую, а затем и Вторую мировые войны, в перерывах сопровождаемые мировым парадом кровавых революций, гражданских междоусобиц, финансовых кризисов и гуманитарных бедствий. Во второй половине XX века активно заговорили о правах человека, в очередной раз изуродовав благочестивые формулировки безумным содержанием. Меньшинства и гонимые группы воздвигались на пьедестал, появилась политика «позитивной дискриминации», когда «права человека» (?) соблюдались за счет угнетения большинства в угоду дискриминируемым. Продолжать описание развития клинической картины не имеет смысла: плоды перед глазами. А вот сказать, что пресловутые ЛГБТ тоже – в каком-то смысле – составляющие идеологии трансгуманизма, стоит. Почему? Потому как выход за рамки нормы, в том числе и природной, есть некоторый «поиск себя», и в этом поиске человек, возможно, обретет ответы на свои внутренние вопросы и придет к душевной гармонии…
По плодам и узнаете их
Известнейший в мире геронтолог Обри Ди Грей убежден: первых бессмертных людей мы увидим уже на своем веку. Естественная смерть – это следствие старения организма человека, накопление «неполадок», которые можно исправить. Механистический подход Ди Грея к человеку, связанный, очевидно, с техническим образованием ученого, свойственен всем трансгуманистам. Люди рассматриваются как биологические машины, и чуть позже мы подойдем к более безумным идеям, чем бессмертие в физическом теле.
В Сергиевом Посаде с 2005 года работает компания по крионике. Умерших людей (и домашних питомцев) по желанию родственников (хозяев) замораживают в специальных хранилищах «до лучших времен», когда достижения медицины позволят вернуть усопших к биологической жизни. Покойников доставляют сюда сразу же после смерти, дабы максимально предотвратить процессы разложения. Услуга стоит несколько десятков тысяч долларов, также можно отдельно заморозить только мозг человека или животного. Во всем мире не так много подобных контор (в США, России и Китае – крупнейшие), поэтому среди 62 «клиентов» подмосковного криохранилища есть и иностранные граждане. Врачи-коллеги скептически относятся к заморозке трупов, считая, что больше логики будет в крионировании еще живых людей. Однако по закону это считается убийством. И слава Богу: законодательство бережет нашу страну от подобных «услуг».
Заморозка людей не является каким-то новшеством. Пионером в крионике был Джеймс Бедфорд, преподаватель психологии из США. Его заморозили 12 января 1967 года. Каким образом ученые в будущем собираются «воскрешать» своих подопечных, непонятно: теории, частично апробируемые на крысах, выглядят весьма сомнительно. Если душу человека забирает Бог, то кем же, в случае успеха криоников, будет возвращенное к жизни тело? В голову неизбежно лезут сюжеты из фильмов ужасов про зомби или Франкенштейна.
Удивительно, но ряд идеологов «нового Голема», в том числе и современности, появились в нашей стране. Например, Дмитрий Ицков, бизнесмен и медиамагнат, основатель и идеолог движения «Россия 2045». Дата в названии проекта – своеобразный «дедлайн», год, к которому человечество должно достигнуть бессмертия. Один очень серьезный нюанс: цифрового бессмертия. Ицков и его сторонники верят, что сознание человека можно оцифровать, загрузить на электронный носитель и либо дать возможность существовать в телеголограмме (что является венцом проекта «Россия 2045»), либо создать универсальное тело, куда это сознание и будет экспортировано. Есть и вариант постепенно заменять конечности и органы на искусственные. В конце концов и мозг постепенно должен быть трансформирован в сложную связку из синтетических нейронов. На выходе получится постчеловек, способный жить вечно. «Пост» – ключевая приставка, словно намекающая, что получившийся «франкенштейн» будет уже не совсем человеком. Технологически сотворить планируемое существо возможно. Но «это» уже не будет той личностью, с которой производился процесс копирования сознания. Новое существо вообще не будет личностью, потому как не будет человеком, в лучшем случае – высокотехнологичным созданием с мощным искусственным интеллектом. А где же будет исходная личность? Точно не в нашем мире и без ложных иллюзий относительно вечной жизни.
Надо отметить, что киборгизация – имплантация бионических протезов или электронных устройств под кожу – также является сегодняшней реальностью, и эта индустрия развивается быстрыми темпами. Житель Тюмени Константин Поляков записал проездной билет на чип и вживил устройство себе под кожу. Врач из Новосибирска Александр Волчек пошел дальше: у него шесть устройств, которыми он открывает двери с электронными замками, «раздает» визитки, хранит пароли. А программист Даниил Лыткин установил себе в грудь компас.
В глобализирующемся мировом пространстве трансгуманизм является, прежде всего, идеологией элит, которым необходимо популяризовать свое мировоззрение, создать на него общественный запрос и заручиться поддержкой масс. Дэвид Рокфеллер, например, перенес семь пересадок (!) сердца. Бессмертия один из богатейших людей не достиг, но до 102 лет дожил. В США есть определенная мода на бессмертие, об этом свидетельствуют многочисленные голливудские фильмы (а как, по-вашему, сформировать общественный запрос, как не через массовую культуру?). Контракты на крионирование после смерти подписали знаменитые американцы: Пэрис Хилтон, Ларри Кинг, Бритни Спирс.
Святые отцы, священники, Писание
На самом-то деле в идее трансгуманизма нет ничего необычного: все старо, как само человечество. Диавол вновь лукаво предлагает людям уподобиться Богу и стать совершенными, но с полной автономией и независимостью от Творца. По тому же рецепту, которым однажды воспользовался Денница. Его участь нам известна.
Господь в Свое Первое пришествие Крестным подвигом и смертью, а затем Воскресением преобразил падшее человечество и открыл людям путь к вечной жизни. Речь, конечно, не о «таблетке бессмертия», выкованной людской самонадеянностью, а о свободном пути веры, покаяния и самоочищения. Из Священного Писания и житий святых нам известны случаи воскресения мертвецов. Христос воскресил праведного Лазаря, девушку и мальчика; пророки и апостолы вымаливали умерших; святые, например Варлаам Хутынский, также сподоблялись такого дара. Эти примеры говорят, во-первых, о единичных случаях подобных чудес, очевидно призванных явить величие Божие, а во-вторых, воскрешенные впоследствии доживали свою «вторую жизнь» и умирали, как и все люди.
Всеобщее воскресение мертвых произойдет «во мгновение ока» (1 Кор. 15: 52) во время Второго пришествия Спасителя. Физические тела всех живших людей восстановятся для того, чтобы предстать на Суд Творца. И именно этого Суда – встречи с Богом после смерти, встречи с собственной совестью, с судом людским – так боятся в глубине души трансгуманисты. Они не чают «жизни будущаго века», им хочется сохранить себя здесь и сейчас. Жизнь не рассматривается конструкторами постчеловечности как время подготовки ко встрече с Богом, болезни не оцениваются как духовные испытания, призванные обнажить душу и заставить человека через немощь плоти задуматься о векторе собственной жизни. Страдания понимаются как недоразумение, а не логичный кнут для горделивой патологии, которую в силу первородной поврежденности необходимо усмирять. В мире трансгуманистов Бога либо нет, либо представление о Нем весьма искажено, поэтому человек неизбежно стремится занять Его место, «новый мир построить». По сути, мысль о самостоятельном, безбожном бессмертии пьянит многих, поскольку является своеобразным облегченным выдохом возможного избавления от встречи с Создателем: фу-у-ух, пронесло. И в этом, конечно, вновь сквозит психология неразумного, шкодливого ребенка, который максимально пытается оттянуть неприятный разговор с Родителем.
Если приверженцы концепций иммортологии (науки о достижении бессмертия в физическом теле) рассматривают бессмертие в сколь-нибудь поддающейся логике форме (но от того не теряющей богоборческого бунтарства) – сохранением биологического тела, борьбу со старением организма, то более радикальное и безумное «крыло» трансгуманистов пугает идеями настоящего расчеловечивания. Теории оцифровки сознания неизбежно вскрывают и отрицание наличия у человека души и посягают на право самостоятельно складывать нового человека из сомнительного паззла технологий. Отменить пол, деторождение, скопировать человеческий мозг на электронный носитель, вставить его в протез-оболочку, которому не требуется пища и отдых, отпуск, семья… Скорее таким путем получится умный андроид, подделка человека, идеальный слуга и работник для тех, кто, возможно, будет стремиться достичь физического бессмертия в собственном теле, без лишних имплантантов и переселения душ на жесткий диск.
Наука – не зло: свое содержание и оттенок направленности она получает благодаря человеку, который совершает нравственный выбор в своем сердце. Пытаясь создать себе комфортные условия для жизни, избавиться от болезней и печалей, человечество забывает о причинах своих проблем, а главное – об источнике подлинной Жизни: Боге. В попытках найти лекарство от смерти, в здании дела с фасадом благих начинаний, кроется старая как мир человеческая гордыня, самоуправство, несогласие с тем, что осознанную жизнь люди должны начинать не с бегства от несовершенства бытия, а с разворота лицом ко Творцу. Мы помним слова Бога о том, что прежде всего нам нужно искать Царства Божия и Его правды, и остальное всё нам приложится. А если Царство Божие – внутри нас, значит, и поиск ответов на вопрос, как этого Царства достигнуть, лежит отнюдь не в плоскости биотехнологий.