– Владыка, первый вопрос очень важен в контексте прошедшего праздника и вообще украинских церковных событий последнего времени. Насколько глубока связь между Украинской Церковью и Московским Патриархатом, в истории и в настоящее время? Действительно ли Украинская и Русская – это разные Церкви, чуть ли не «враждующие» между собой, как говорят раскольники?
– Конечно, нет. Связь была – и есть – самая глубокая. Историческая и духовная. Мы всегда, на протяжении тысячелетия, были Единой Церковью. Из Киевской крещальной купели в 988-м году возникла Русская Церковь, которая распространила евангельскую веру и церковную жизнь по всей территории тогдашней Руси. Ведь и сам святой князь Владимир, как и его бабушка, равноапостольная Ольга, родился под Псковом, а впоследствии был князем Новгородским. Потому он так ратовал, чтобы православная вера распространялась и на север, и на юг, и на восток, и запад. По всей Руси.
Древнерусская Церковь тогда была в каноническом статусе православной митрополии Константинопольского патриархата. В дальнейшем, в связи с войнами и разорениями, резиденция Митрополита Киевского и всея Руси была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву. Перенос руководящего центра Киевской Митрополии был официально утверждён Константинопольским Патриаршим Синодом. Затем, в XV веке, вследствие исторических событий произошло временное отделение Западнорусской Митрополии вместе с Киевом от остальной части Русской Церкви. Разделение это продлилось без малого 230 лет, и в XVII веке единство вновь было восстановлено.
Так что духовно мы всегда были единой Церковью. Административно было по-разному. В новейшее время, в конце XX века, после распада Советского Союза и образования независимого Украинского государства, Православная Церковь Украины стала самостоятельной, получила права широкой автономии и полной независимости в своём управлении. По сути, наша Украинская Церковь получила права, которых никогда ранее в истории не имела. При этом у Украинской Православной Церкви остаётся полноценная духовно-каноническая связь со всей Русской Церковью.
– В свете сказанного вами возникает вопрос, который часто задают украинские раскольники: почему Московский Патриархат является Материнской Церковью для Киева, а не наоборот? Ведь Москвы ещё даже не было во время Крещения Руси? И Константинополь постоянно повторяет, что он – Церковь-Мать для Украины?
– Раскольники, как обычно, употребляют здесь традиционную для себя подмену понятий. В расчете на безграмотность слушателя. В церковно-правовой терминологии Церковь-Мать (или Кириархальная Церковь) – это Патриархат, или Поместная Церковь, в состав которой на данный момент канонически и административно входит данная церковная территория. Это вовсе не та Церковь, от которой была воспринята в свое время православная вера. С такой логикой Кириархальной Церковью для всего православного мира была бы сейчас Иерусалимская Церковь. И никак иначе. Но ведь это совсем не так.
И для Украины Кириархальной Церковью сегодня является Русская Православная Церковь, нравится это кому-то или не нравится. Даже если, условно говоря, взять в расчёт оспариваемое сейчас некоторыми историками с Фанара переподчинение Западнорусской Митрополии в XVII веке, то это ничего не меняет. Канонические правила определяют срок в 30 лет на утверждение незыблемости канонического подчинения данной территории определенному епископу. По факту этого подчинения, без последующей полемики. Чтобы не было свар и нестроений в Церкви. А здесь прошло уже более 300 лет. Какое непризнание? О чем вообще они говорят? Такое ощущение, что некоторые «богословы» дальше своего кабинета ничего не видят и даже в окошко не выглядывают.
– Напомните, пожалуйста, в цифрах, насколько велика сегодня Украинская Православная Церковь: сколько приходов, священников, верующих?
– Украинская Православная Церковь – это самая большая конфессия Украины. В её составе насчитывается 12,5 тысяч приходов, более 250 монастырей, 12 тысяч священников, более 5 тысяч монахов и монахинь. Для сравнения: остальные православные конфессии Украины, вместе взятые, имеют около 5 тысяч приходов, немногим более 200 монахов и монахинь.
Что касается количества верующих, думаю, что это многие миллионы. Но это количество не поддается точному исчислению, статистика такого рода на местах не ведётся. И по праздничному Крестному ходу в Киеве, который собрал 250 тысяч верующих, можно сделать определённые выводы. Ведь на Крестный ход едет не большинство верующих, а лишь немногие, хотя и изо всех епархий. Если же учесть, что далеко не все желающие смогли добраться до Киева или даже организовать выезд из-за препятствий власти, которые чинились во всех регионах на разных уровнях... Вот этих «немногих» и набралось в один день в одном городе 250 тысяч.
– Наши оппоненты ссылаются на соцопросы и статистику, в частности, на показания Центра политических и экономических исследований им. Разумкова, который, как известно, обслуживает интересы антироссийских политических сил Украины.
– Во-первых, результаты разных соцопросов диаметрально разнятся, иногда до противоположности. А во-вторых, и это главное, никакие социологические опросы не дают объективной картины религиозной жизни страны. Они ничего не говорят о количестве практикующих верующих. А ведь это и есть религиозная картина. Они оперируют не статистикой наполненности приходов и монастырей, а дают лишь спектр предпочтений, так скажем, «телезрителей». Не реально верующих людей, а всех подряд. Опросы проводятся среди респондентов, которые зачастую не знают, какой рукой перекреститься. Но зато очень хорошо знают, чему их научили по телевизору: какая Церковь «правильная», а какая «вражья».
На самом же деле, реальные показатели количества верующих той или иной конфессии – это её приходы, монастыри, священники, монахи и монахини. То, о чём мы говорили выше.
– Последние несколько месяцев в прессе муссируется тема предоставления «Томоса об автокефалии Украинской Церкви», которая была поднята украинскими политиками. Обращением к Константинопольскому Патриарху Президент Порошенко и Верховная Рада нарушили разделение Церкви и государства, как указано в статье 35 украинской Конституции, не так ли?
– Да, безусловно. Попытки вмешательства в религиозную жизнь общества, которые демонстрируют политические деятели Украины, можно назвать неконституционными. И это не только пресловутое Обращение, о котором Вы говорите. После него чиновники разных рангов, каждый в соответствии со своим положением, взялись активно «работать» над этим вопросом: дипломаты, районные и областные руководители и т.д.
– Несведущая в церковных вопросах аудитория так рассуждает: что плохого в инициативе политиков? Что плохого, если на Украине появится своя Церковь, автокефальная?
– На Украине есть своя Церковь. Абсолютно самостоятельная и самая многочисленная. Это Украинская Православная Церковь. Возможности и права нашей широкой автономии намного больше, чем у многих православных Церквей, имеющих Автокефальный статус. Это объективный и важный факт: права самостоятельности нашей Церкви намного больше, чем у многих Автокефальных православных Церквей. И верующие УПЦ в большинстве своем это понимают. Понимают и ценят. Но в то же время ценят и духовное единство со всей полнотой Русской Церкви, основанной святым князем Владимиром, о чём мы уже говорили. На данном историческом этапе подавляющее большинство епископата, священства и рядовых членов нашей Церкви удовлетворены её каноническим статусом и не инициировали его изменения. И я уверен, что делать Церковь разменной монетой в политических играх народ Божий никому не даст.
Нам говорят, что автокефалия снимет внутреннее напряжение и противление у раскольников, уврачует раскол. Говорят, что они вернутся в лоно церковное. Но это обман. Никакая автокефалия ничего не уврачует, это все прекрасно понимают. Для исцеления раскола нужна не автокефалия, а покаяние, осознание своей экклесиологической неправоты, как следствие – восполнение «таинств», законное рукоположение их «священства». Разве они на это сейчас готовы идти? Напротив, мы слышим со стороны раскольников всё более агрессивную риторику о захватах лавр, храмов и т.д.
Но дело даже не в этом. Следует понимать, что инициатива политиков по «предоставлению автокефалии» не имеет прямого отношения к канонической и самой многочисленной православной Церкви Украины. Под этой инициативой маскируется лишь желание неканонической легализации украинских церковных расколов – УПЦ КП и УАПЦ. Вот об этом идет речь, просто маскируется всё неким «Томосом об автокефалии».
В самом рассматриваемом вопросе заложена подмена понятий. УПЦ КП не нуждается ни в какой «автокефалии», то есть независимости. Они и так ни от кого не зависят и «автокефальны». Эта структура нуждается не в автокефалии, а в легализации в мировом церковном сообществе. Вот чего они так желают. Но в то же время не хотят войти дверью, а пытаются перелезть через забор.
Ведь всё просто. Для их возвращения в лоно мирового Православия дверь открыта, но для этого нужно следовать определённым правилам – канонам Церкви. Это простой и понятный путь, и он открыт.
– И все же, если Патриарх Варфоломей в одностороннем порядке всё-таки решит легализовать УПЦ КП?
– Если же вопрос в том, пойдет ли Патриарх Варфоломей на нарушение канонического порядка в Церкви ради легализации украинских расколов, то последние сведения с межправославных консультаций и встреч по этому вопросу свидетельствуют, что Патриарх уже понимает весь комплекс украинской проблемы. И вряд ли захочет взять на себя ответственность за непредсказуемые последствия такого шага.
В этом плане есть большая надежда и на встречу Святейших Патриархов Кирилла и Варфоломея, запланированную на конец августа. Зная мудрость, каноническую твердость и дипломатический опыт нашего Патриарха, разделяю надежду украинской паствы, что эта встреча не только снимет напряжение по украинскому вопросу, но и принесёт общее потепление и конструктив в межправославные отношения.
– Дай Бог, чтобы так и было. Но в своих интервью Филарет уже говорит о том, что Киево-Печерская и Почаевская лавры, другие святыни должны быть «экспроприированы» у канонической Церкви.
– Действительно, в своих последних интервью лидер УПЦ КП Филарет постоянно повторяет, что в случае канонической легализации его структуры они будут претендовать на имущество и на имя Украинской Православной Церкви. И к этому будут привлекать украинских законодателей, чиновников, политиков. Уже заранее разработаны и лежат в комитетах Верховной Рады специальные антицерковные рейдерские законопроекты для реализации этих планов.
К чему это может привести? Боюсь, что это может стать спусковым механизмом к полномасштабному гражданскому противостоянию на религиозной почве. Мне кажется, это очевидно любому здравомыслящему человеку.
– Однако сам Филарет, лукавя, как всегда, в недавнем заявлении опроверг мнение, что силой будут захватываться лавры и монастыри УПЦ.
– Да, попытался опровергнуть, когда, видимо, ему объяснили, что раньше времени говорить – повредить делу. И чем он подкрепил свои опровержения? Своим честным словом? Но если можно было бы верить его слову, то на Украине до сих пор не было бы никакого раскола (вспомним его архипастырское слово перед Крестом и Евангелием уйти с поста и не вносить смуту в 1992-м г.). Чем ещё? Размышлениями, как все верующие вдруг дружно и добровольно перейдут в Киевский патриархат? Это мы тоже наблюдаем на Западной Украине, когда верующих изгоняют из построенных ими храмов, игнорируют решения судов. И при этом говорят: «Всё добровольно». Это всё сказки для телезрителей. Думаю, Филарет прекрасно понимает, чего он хочет и как он это планирует делать.
Но Бог не в силе и ненависти, а в правде и кротости. Наша паства надеется и верит, что политики и раскольники всё-таки не пойдут на эти безумные и саморазрушительные шаги. Если же пойдут, то верующие будут защищать свои святыни как смогут.
– А если не смогут?..
– Если даже предположить, что кто-то планирует полномасштабные гонения на Церковь на Украине, как это было при коммунистах, то верующим всё равно нет повода падать духом. Ведь, как говорит народная пословица, Бог не в брёвнах, а в рёбрах. Будем молиться по домам, мы это уже проходили. Но следует всегда помнить: с Божией помощью Церковь всё равно выстоит, и «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Тем более что мы знаем: Киев – это один из уделов Божией Матери, и верим, что Она не попустит верующим больших испытаний, чем они смогут понести. Я всё-таки думаю, что до силового противостояния дойти не должно.
– УПЦ сейчас находится в трудном положении: Российская Федерация на Украине объявлена страной-агрессором. Тем не менее Украинская Православная Церковь сохраняет каноническую связь с Московским Патриархатом. Насколько лояльно само украинское общество к верующим УПЦ?
– В трудном положении сейчас находится не только УПЦ, а весь украинский народ. И верующие, как часть этого народа, не исключение. Но, в отличие от других конфессий Украины, наша Церковь представляет всю страну во всём её разнообразии. Она реально объемлет всю Украину от края до края. И, как ни одна другая конфессия, в лице своих верующих представляет все без исключения регионы.
Поэтому наша Церковь, как общность верующих из всех регионов, прекрасно понимает, что проблему войны на Украине нельзя примитивно сужать до «войны между двумя странами». Эта проблема намного шире и глобальней. Справедливо говорят украинские социологи, что у нас в стране, и не только на линии фронта, сейчас происходит противостояние двух разных взглядов на мир, двух разных ментальностей, двух разных общественных самоидентификаций. Прозападной, с одной стороны, и провосточной, прорусской, если хотите, с другой стороны. Обе эти основные ментальные группы украинского общества долгое время жили мирно, считали себя и называли себя украинскими, строили нашу страну на паритетных началах.
Вообще же на Украине, как в полиэтническом и многоликом государстве, есть и другие значимые общественные фракции со своей исторической памятью и мировоззрением. И это разнообразие раньше никогда не было проблемой. Мы всегда составляли единое украинское общество, многоликое, но спокойное и мирное.
И, естественно, везде присутствовала и присутствует по сегодняшний день Украинская Православная Церковь. Миллионы наших верующих молятся и созидают монастыри и храмы, от Закарпатья и до Донецка и Луганска, от Чернигова и до Симферополя. Обратите внимание: Украинская Православная Церковь – единственный общественный институт в современной Украине, который сумел в эти тяжелые годы структурно и территориально сохраниться в полной мере, не потерпев ущерба. Почему так? Секрет простой – Церковь не разъединяет, а объединяет. Не разжигает противостояние и ненависть, а наоборот, стремится её погасить и призывает к миру. Пусть все части украинского общества живут и развиваются свободно и спокойно, и тогда нам всем будет мирно и хорошо в общем доме. Так мыслит и так действует Украинская Православная Церковь. Если бы так поступали и политики, трагедию сегодняшнего дня можно было бы предотвратить.
– Владыка, как вы думаете – далеко ли до настоящего мира на Украине?
– Думаю, что все внешние факторы конфликта потеряют силу, если будут урегулированы наши внутренние противоречия, если украинское общество не на словах, а на деле станет единым. А единство для Украины возможно лишь в разнообразии. Так сложилось исторически, и ничего с этим не поделаешь. Чтобы достичь этого единства в разнообразии, следует избегать радикализации общества и разжигания ненависти на национальной и религиозной почве. Нужно стремиться к диалогу и уважению разных точек зрения, взаимному прощению. Верю, что такой путь смог бы в обозримой перспективе привести к примирению и окончанию конфликта. Да поможет нам Господь.