Русская религиозная философия и кризис личности. Е.О. Гончарова,Саратовский государственный университетим. Н.Г. Чернышевского
События
Русские мыслители подчеркивали, что самая типичная черта русской философии – это ее антропоцентризм. Антропоцентризм русской философии связан со сосредоточением на моральных ценностях и нравственных идеалах. Предпосылками развития антропоцентричного воззрения явились особенности русского сознания: «дух вольности», «внутренняя свобода», глубина чувств, свобода совести, молитва, «всечеловечность». а также обостренное сознание личности.
На Руси начиная с XI века проблема человека стала доминирующей темой, которая приобретала различные формы в развитии философской мысли. Антропология вошла во все значимые философские системы, способствуя раскрытию «тайны» человека, смене идеалов и ценностей. Особое значение русская философия придает сущности человека, который предназначен для созидания, изменения окружающей действительности. Русская религиозная философия видела главную ценность человека в том, что он является образом и подобием Бога, а значит, способен творить и преобразовывать мир с благой цепью. Также яркое отличие русской философии заключается в «солидарности». Русский человек способен видеть в каждой личности, в каждой нации – общечеловеческое начало. В качестве подтверждения сказанного можно привести таких ярких представителей, как В. Соловьев [1], Н. Федоров.
Думается, что отличительная особенность понимания проблемы человека в русской мысли от западной и восточной философии заключается в том, что Запад сконцентрирован на познавательных способностях человека, а Восток сконцентрировался на высоком абсолюте и большого значения не придавал исследованиям глубины человеческой души. А вот русская философия поставила в центре божественного мироздания человека со всем богатством духовных потребностей и устремлений.
Для русских антропологических учений характерно присутствие двух противоречивых воззрений: православное понимание сущности человека и его глубокой связи с Богом, а также усвоенные концепции западной философии. В отличие от западной философии, русская философия не «разделяла» человека. Запад разделил способности человека, самой важной стал разум. Православная антропология главным принципом анализа бытия человека полагала понятие о целостности человека и его единство с Богом. Такая многоликость понятий человека родилась в соединении двух противоречий. Русская философия, как представляется, смогла сочетать в себе позитивные аспекты обоих направлений, это привело к созданию новых плодотворных теорий.
Рассмотрение проблемы человека в русской философии всеединства XIX-XX веков указывает на присутствие такого уникального направления, как антропология всеединства. Это направление основал В. Соловьев и впоследствии приобрел большое количество последователей (братья Трубецкие, П.Л. Флоренский, С.Л. Франк. Л.П. Карсавин. С.Н. Булгаков).
Национальной особенностью русского самосознания личности является именно духовная целостность характера русского человека, которая всегда была обусловлена бережным отношением к духовному опыту. И.О. Лосский в своей работе «Характер русского народа» выделил следующие особенности русского народа: религиозность, способность к высшим формам опыта, свободолюбие, чувственность и воля, доброта и даровитость, мессианизм, недостаточность средней области культуры, а также социальные отклонения (хулиганство) [2].
Н.О. Лосский связывает высшую форму опыта со способностью русского человека переживать и сопереживать свою жизнь и жизнь другого в духовном всеединстве. Русская философия выделяет особенную черту русского характера – страстность. Именно страстность характеризует русского человека, который всегда легко увлекается новыми идеями, но при этом очень быстро остывает к ним. Наряду с религиозностью, русскому народу свойственно свободолюбие. И в это понятие включается «широкая» доброта. На протяжении всей истории очень заметно, что если русская нация теряла на какое-то время свойственную ей доброту, то наступал период жестокости. Если мы заглянем в классическую русскую литературу, то можем увидеть в произведениях много моментов описания того, что дать затрещину ребенку – достаточно обычное дело, поднять руку на жену – естественное событие (конечно, такое поведение не было принято в высшем обществе). Деспотизм – явление, которое является частью русского характера. Это рудиментарная черта все-таки присутствует в ментальности русской нации. Наряду со всем этим, русский человек находится в постоянном поиске. Поиске абсолютного добра, Царства Божия, смысла жизни. Русский человек, благодаря могучей силе волн, мечется из одной крайности в другую. С одной стороны – максимальная страстность, максимализм, но, с другой стороны, максимальный подъем быстро может перейти и пассивность и лень. Русскому народу свойственна доброта, но из-за несправедливости, невнимания власти к нуждам простого человека в нем развивается жестокость. Русской философской мысли свойствен постоянный поиск абсолютного добра, это привело к развитию одаренности и таланта русского человека. Но направленный не в то русло талант приводил к полному отсутствию дисциплины, а в дальнейшем и к анархии.
Яркая особенность антропоцентризма в русской философии заключается в том, что русская мысль видит не просто индивида или персону, она видит Личность (именно с большой буквы). И Личностью русский человек становится благодаря тому, что постоянно ищет абсолютное добро. Несмотря на все злоключения, русская мысль стремится к высшим ценностям, независимым от изменений мира.
Грандиозной по своим масштабам задачей русской философской мысли стало постижение человека как «божества и ничтожества» (В. Соловьев), как звена между Богом и миром. Если задуматься, то можно увидеть, что человек сочетает в себе противоположности, а главная противоположность в человеке заключается в том, что он смертен и одновременно бессмертен, тварей и духовен. Антропологической парадигме русской философии свойствен символизм мышления, а также эстетическое постижение действительности, осмысление цельного знания, складывающегося из опыта личности и конкретной истины, соединение всеобщего с индивидуальным на основе принципа любви.
Истоки зла и несовершенство земной действительности в русской философии понимались по-разному. Из-за этого по-разному понимались смысл и способы «борьбы». Тем не менее, при всем многообразии взглядов имелось общее убеждение, что причина несовершенства и зла в мире находится в иррациональной свободе человека. Например, Чаадаев рассматривал понятие «негативной» свободы, подразумевая совмещение устремленности человека к совершенству и добру в себе и мире с осознанием своей вины за несовершенство и зло мира.
Идея всеединства дает представление о совершенном состоянии мира, творящего красоту, добро, несущего в себе высший смысл для каждого элемента, а отстранение от всеединого целого полагается в качестве основного источника зла и несовершенства этого мира. Для всей русской философии человек представляет собой квинтэссенцию разумности и бытия.
В первой половине XX века появилась концепция Л. Карсавина, в которой утверждалась виновность человека во всем зле. Это зло явилось результатом неправильной реализации внутренней свободы, и искупление возможно только при отказе от своей греховности путем избрания стези страдания и смерти.
Взаимодействуя с западной традицией, русская философия вобрала только то, что помогало лучше понять значение человека как центра мироздания, который неразрывно связан с Богом. Постижение сути в русской традиции состоит, прежде всего, в том, что человек – существо духовное, а не природное; человек – это образ и подобие Бога, а значит, является высшей ценностью; человек и общество равноценны; преодолеть несовершенство человек может только при помощи нравственного самовоспитания и культурного творчества; свобода – это внутренняя духовная независимость. В национальном самосознании, а, следовательно, и в русской философии антропоцентризм стал смысловой осью, которая принципиально сохраняется на протяжении всей истории русского народа.
Источник: Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее / Сб. науч. трудов XI Межрегиональных Пименовских чтений. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 288-292.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1]См.: Соловьев B.C. Тайна прогресса. – М., 1988.
[2] Лосский Н.О. Характер русского народа. – К., 1958.