VII всероссийская конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России»
События

Мероприятие началось с торжественного открытия в Троицке возрожденного медресе «Расулия». В 1883 году это медресе было основано при 5-й соборной мечети Троицка знаменитым суфийским шейхом Накшбандийского тариката Зайнуллой Расулиевым (1833-1917), в честь которого оно и было названо. В 1919 году медресе было закрыто и преобразовано в татаро-башкирский педагогический техникум, однако в дальнейшем учебное заведение было также ликвидировано. Уже в наше время после многочисленных просьб мусульман Челябинской области светские власти пошли им на встречу, приняв в 2015 году принципиальное решение о возрождении мусульманского учебного заведения. Огромную роль в этом сыграл губернатор Челябинской области Борис Дубровский, поддержав эту просьбу мусульман региона.

 

И вот 6 июля 2018 года при стечении народа, мусульманского духовенства во главе с верховным муфтием России Талгатом Таджутдином, руководства области и многочисленных гостей из разных регионов и зарубежных стран состоялось торжественное открытие медресе «Расулия», которое с 1 сентября 2018 года начнет свою работу. Первый набор шакирдов (студентов) составит 15 человек. Светские власти подошли основательно к подготовке будущих кадров мусульманского духовенства для Урала: во-первых, поскольку большинство выпускников будет работать в сельской местности предусмотрено получение шакирдами также светских специальностей в Южно-Уральском государственном аграрном университете, чтобы работая в деревне, имамы также могли себя содержать также работая агрономами и ветеринарами; во-вторых, проживать шакирды будут в общежитии этого вуза, что очень важно, поскольку медресе не располагает помещениями для этого.

 

Тут надо подчеркнуть одну любопытную деталь: в новейшей истории ислама на Урале в постсоветский период однозначно вошли два губернатора Челябинской области. Это Петр Сумин (1946-2011), возглавлявший регион в 1996-2010 гг., и действующий губернатор Борис Дубровский, находящийся на своем посту с 2014 года по настоящее время. Петр Сумин одним из первых глав регионов заключил в 1998 году Соглашение о сотрудничестве между Правительством Челябинской области и Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ), тем самым дав четко понять, что в условиях организационного раскола мусульманской уммы, которая охватила многие субъекты РФ, включая и Челябинскую область, светские власти видят именно в ЦДУМ партнера для государственно-конфессиональных отношений с мусульманами, воспринимая именно этот муфтият как носителя традиционного для России ислама. Борис Дубровский войдет в историю как губернатор Челябинской области, при котором было возрождено старейшее медресе в регионе, являющееся единственным для всего Уральского федерального округа профессиональным учебным заведением, готовящем кадры мусульманского духовенства.

Пленарное заседание конференции состоялось в Южно-Уральском государственном аграрном университете. В большом актовом зале собралось мусульманское духовенство не только всей Челябинской области, но и приехали из других регионов России и зарубежных стран. Присутствовали также ученые-исламоведы из России и стран Центральной Азии, интеллигенция и общественность разных регионов страны.

Работу пленарного заседания открыл губернатор Челябинской области Борис Дубровский, подчеркнув, что «Расулевские чтения», проводимые уже в седьмой раз, превратились в крупнейший научно-богословский форум в Евразии. Это действительно так, что могут подтвердить его многократные участники, включая автора статьи.

«Особое значение мы придаем участию в чтениях гостей из стран-участников Шанхайской организации сотрудничества, и причин здесь несколько. Во-первых, среди них значительная доля стран, где ислам является крупнейшей конфессией, и это служит для нашего региона одним из векторов в развитии гуманитарного сотрудничества. Во-вторых, через два года Челябинская область принимает у себя саммит Шанхайской организации сотрудничества. Мы готовы предложить нашим гостям непосредственно соприкоснуться с богатым и ярким духовным наследием традиционного ислама на Южном Урале. А в целом представить наш регион во всем его национальном и социокультурном многообразии», - заявил губернатор Борис Дубровский. Он среди прочего признал важное изменение в исламской среде: этнический состав мусульман Южного Урала, где традиционно доминируют татары, башкиры и казахи, теперь имеет в своей среде и уроженцев Кавказа и Центральной Азии. Однако это новая заметная тенденция не мешает мирному сосуществованию народов и межконфессиональному согласию.

 



Речь верховного муфтия России, председателя ЦДУМ Талгата Таджутдина была достаточно продолжительнойи полна глубоких смыслов, больше напоминания проповедь. «Чувствуем, что наша страна самая большая. И когда мы говорим об укреплении страны, то надо понимать: кто будет это делать?», - поставил вопрос верховный муфтий России и сам же на него ответил: это должна делать светская власть в соработничестве с традиционными религиозными организациями страны.

 

Затем прозвучали приветствия участникам конференции от имени Федерального агентства по делам национальностей (его зачитал и.о. заместителя руководителя ФАДН Михаил Мишин), полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе (с ним выступил главный федеральный инспектор по Челябинской области Артем Пушкин) и Общественной палаты РФ (его произнес председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ Иосиф Дискин).

Профессор Международного исламского университета (г. Амман, Иордания) шейх Абдурразак Ассаиди, являющийся потомком пророка Мухаммеда, вот уже несколько лет работает в России. В открывшейся год назад в Татарстане Болгарской исламской академии он работает профессором, параллельно преподавал в Российском исламском университете г. Казани. «Я вижу, что в России развивается исламское образование при поддержке Владимира Путина. Именно эти медресе в России играют важную роль в противодействии распространению экстремизма среди мусульман», - заявил с трибуны шейх Ассаиди, оценивая развитие исламского образования в России за годы правления Владимира Путина.

 



Известный российский исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Роман Силантьев отметил, что региональные муфтияты ЦДУМ объединяют традиционных мусульман. В этой связи Региональное ДУМ Челябинской области в составе ЦДУМ - это пример того, когда мусульмане-традиционалисты объединены вместе в один муфтият. «Впервые заключение соглашений о сотрудничестве между региональным правительством и ЦДУМ началось именно с Челябинской области, и эта практика продемонстрировала свою эффективность», - уверен исламовед. По его мнению, Талгат Таджутдин два региональных паломничества (зиярата) - в Болгар и Троицк, и оба этих проекта оказались успешными. Сам Силантьев считает, что сейчас суфизм выступает как традиционный ислам в России и без возрождения суфизма традиционный ислам не укрепит своих позиций в России. «Мы видим, что с возрождением медресе «Расулия» позиции суфизма укрепляются на Южном Урале, а Троицк становится местом притяжения мусульман со всей России, как это было в начале ХХ века», - полагает профессор Силантьев.

 

После пленарного заседание работа конференции продолжалась в виде научных секций и круглых столов. Автор принимал участие в заседании секции №2 «Ислам в России: историческая традиция, современные вызовы, перспективы».

Первым на этой секции выступил доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета Алексей Старостин (Екатеринбург), который представил выполненный совместно со своим учеником, бакалавром теологии Шарофиддином Холиковым доклад «Религиозные практики мигрантов из Центральной Азии и Азербайджана в Свердловской области». Авторы провели сравнительное исследование степени религиозности мигрантов на основе данных соцопросов 2013 и 2018 гг. Выяснились весьма любопытные результаты: во-первых, за эти 5 лет уровень религиозности среди мигрантов вырос почти в два раза (впрочем, здесь следует оговориться, что все предписания ислама соблюдают лишь 21% мигрантов, но это в два раза больше, чем по данным опроса 2013 года). Выросло также количество тех мигрантов, кто посещает по пятницам и религиозным праздникам мечети. В тоже время исследователи констатируют еще один примечательный факт: количество мигрантов, которые обращаются к имамам за советами или с вопросами на религиозные темы, выросло. Причем на Урале существует как официальное мусульманское духовенство (зачастую это татары, хотя уже в ряде мечетей имеются имамы других национальностей Центральной Азии), так и неофициальное, часто той же национальности, что и мигрант. При этом есть еще одна любопытная тенденция: мигранты-прихожане мечетей, где имамами служат татары, нередко в теологическом плане гораздо больше и лучше разбираются в религиозных вопросах ислама, чем татарское духовенство: «Часто сами мигранты владеют арабским языком, учились в медресе, в то время как многие пожилые татарские имамы не имеют такого багажа знаний, умея лишь совершать обряды и выучив молитвы путем зубрежки без понимания содержания».

Магистр теологии Галина Хизриева (Москва) выступила на тему «Теология насилия» и ее критика в трудах Зайнуллы Расулева». Суфийский шейх Зайнулла Расулев, живший и работавший на Южном Урале на рубеже XIX-XX вв., хоть и считался духовным лидером татаро-башкирского населения, однако оставил не так много написанных им богословских трудов (всего сохранилось 5 сочинений его авторства). Однако среди его работ примечательна та, что посвящена крупнейшему идеологу салафизма Такиуддину ибн Таймии (1263-1328), ставшему авторитетом для ваххабитов* всего мира. Расулев жестко раскритиковал взгляды и аргументацию ибн Таймии. По мнению Хизриевой, сам факт того, что крупнейший суфийский шейх Урало-Поволжья конца XIX - начала ХХ вв. остановился на разборе и детальной критике салафитского богослова, говорит о том, что идеи ваххабизма уже начали проникать в среду татар в начале ХХ века, а не в 1990-е годы после распада СССР, как привычно до этого считалось. И тогда в начале ХХ века в среде татар находились религиозно образованные люди, которые могли грамотно раскритиковать и указать на опасность и заблуждения нового течения в исламе.

Заведующий Отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев остановился на соотношении понятий «традиционный ислам» и тасаввуф (суфизм) в исламской среде России. Термин «традиционный ислам» был впервые употреблен верховным муфтием России Талгатом Таджутдином в начале 1990-х годов для отличия российского ислама, для которого характерны мирное сосуществование с другими религиями, от радикальных форм ислама, проникающих в страну из-за рубежа. Сейчас же понятие «традиционный ислам» в России мусульманскими богословами трактуется как «суннитский ислам» («Ахлю ас-Сунна ва аль-Джамаа»). При этом, считает Сафаргалеев, все чаще под традиционным исламом понимается суфизм (тасаввуф). Сам исламовед подчеркивает, что «наряду с истинным тасаввуфом немало псевдообразований, прикрывающихся его добрым именем, как вывеской для привлечения в корыстных целях в свои ряды как можно большего числа адептов. Указанное обстоятельство обоснованно вызывает настороженность властей, официального духовенства и простых мусульман».

 



Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов, который был модератором этой секции, представил доклад на тему «Исламистские радикальные джамааты на территории Челябинской области». По мнению докладчика, Челябинская область, подобно другим регионам России, столкнулась в постсоветский период с проблемой распространения радикальных форм ислама, причем здесь были представлены все радикальные джамааты: ваххабиты, запрещенные в России террористические и экстремистские организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»*, «Нурджулар»*, были сторонники ИГИЛ* и Талибана*. В 1990-е годы Челябинская область столкнулась и с появлением арабских проповедником (речь идет о деятельности эмиссара ваххабизма Салеха Абделя Рахмана Гази), и с организованной раздробленностью региональной уммы: большая часть общин входит в ЦДУМ (председатель - Талгат Таджутдин), но имеются общины в составе ДУМ Азиатской части России (председатель - Нафигулла Аширов) и ДУМ Европейской части России (председатель - Равиль Гайнутдин). Несмотря на эти факты, власти в Челябинской области заняли четкую и последовательную позицию на партнерство только с ЦДУМ. «Когда говорят омерах противодействияисламистскому радикализму, здесь важно сочетать силовые и профилактические методы. Порой вольготность функционирования исламистских радикалов - это свидетельство плохой работы официального традиционного духовенства, которое либо неповоротливо, либо объективно не знает, как вести просветительскую работу в сфере противодействия экстремизму», - сетует Сулейманов. По его мнению, «многие из имамов (а это преимущественно сельские жители) - это зачастую самоучки, неимеющие профессионального религиозного образования, и ставшие духовенством по выходу на пенсию. Ехать им учиться в Уфу или Казань, где имеются исламские вузы, трудно. Поэтому вопрос о создании собственного учебного мусульманского религиозного заведения на территории Челябинской области стоит давно. Если получиться возродить знаменитое медресе «Расулия» в Троицке, то в какой-то степени удастся решить эту проблему. Появятся имамы, способные оградить паству от тех, кто, пользуясь незнанием или наивностью рядовых мусульман, вербует ее в ряды экстремистов». 

Старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Казанского федерального университета Резеда Сафиуллина-аль Анси рассказала про суфизм в современном Татарстане. В своем исследовании она провела опросы представителей тарикатов (суфийских орденов) Кадирия, Шазилия, Ясавия и Накшбандия (последняя представлена ветвями Хусайния, Халидия, Хаккания, Топбашия). Так, по словам Сафиуллиной-аль Анси, представители тариката Кадирия более политизированы (его сторонниками часто являлись представители татарской интеллигенции): они обсуждают события в исламском мире, на Ближнем Востоке, много спорят об Израиле, Палестине, арабо-израильском конфликте и т.д. Те, кто относятся к ветви Хусайния (это последователи покойного узбекского шейха Ибрахима Маматкулова (1937-2009) из Коканда; один из его учеников в статусе шейха Ришат Мусин проживает в одной из деревень Татарстана), наоборот, далеки от политики, считая, что «политика не должна быть связана с исламом».

Главный редактор информационно-аналитического портала «Islam.RU» Магомед Магомедов в своем выступлении привел следующие факты: 87% мусульманской молодежи, которые отправились в Сирии в ряды ИГИЛ*, были завербованы в Интернет. Причем молодежь в Интернете больше посещает не сайты СМИ, а социальные сети и мессенджеры.

Студенка факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета Татьяна Сергеева выступила с пространным докладом про развитие исламской мысли в вопросе соотношения веры и разума. В качестве примера она взяла двух мусульманских богословов Джамалуддина аль-Афгани (1838-1897) и Мухаммад Абдо (1849-1905). Оба были идеологами панисламизма второй половины XIX века. Весьма характерно, что очень часто их именуют «реформаторами» ислама, вкладывая в это значение позитивный смысл, с чем не согласились многие из участников секции. Оба панисламиста де-факто выступали с ваххабитских позиций, призывая отбросить религиозное наследие и предлагая мусульманам самим трактовать Коран без обращения к накопленной за столетия традиции изучения комментариев к мусульманскому Священному Писанию.

Весьма любопытным и заметным стало выступление курсанта филиала Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в Челябинске Сиссе Бангали, который приехал учиться на летчика в Россию из г. Бамако (Республика Мали). Он рассказал про существующие в Мали современные течения ислама. Наряду с доминирующим в этой африканской стране с XV века суфийским тарикатом Кадирия за последние десятилетия получил распространение и ваххабизм.

Председатель Совета Уральского межрегионального отделения Общества «Знание» России «Урало-Сибирский дом знаний» Елена Скорнякова презентовала историко-краеведческий проект «Южный Урал. Гений места», посвященный такому историко-архитектурному памятнику как «Башня Тамерлана», относящийся к XIV-XVI вв. и находящийся в районе села Варна Челябинской области.

Курсант филиала Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в Челябинске Мухаммет Агабаев, который сам родом из Туркмении, поведал о влиянии ислама на философскую мысль Туркменистана.

 



Заявленных докладчиков на секции было весьма много, из-за чего времени выслушать остальных не получилось. Точно также было и на других секциях. Поэтому возникает необходимость на будущее организаторам сделать больше секций, чтобы все заявленные докладчики могли свободно выступить. Все-таки ненормально, когда в секции заявлено 18 докладчиков, а дается всего 2,5 часа на ее заседание. Физически сложно уложиться и по времени, и просто сложно выслушать такое количество выступающих, тем более, что докладчик не просто стеснен кратким регламентом по времени, но есть необходимость ему задать вопросы, услышать ответы, неизбежна есть потребность в дискуссии. Поэтому как добрый совет организаторам на следующие годы просьба: увеличить количество секций, чтобы в каждой из них было не более десяти докладчиков. Тогда никому не будет обидно, что его ограничили по времени или вовсе ему не получилось выступить из-за того, что время заседания секции истекло. 

Тем не менее, несмотря на подобные моменты, надо сказать, что «Расулевские чтения» как научно-богословский форум удался. Те, кто его планировали организовывать в первый раз семь лет назад, наверное, вряд ли могли представить, что он превратиться в ежегодный и вырастит из сугубо межрегионального мероприятия в международное. Практическая польза от «Расулевских чтений», на наш взгляд, заключается в том, что удалось возродить старейшее суфийское медресе «Расулия». Ведь весь постсоветский период о медресе «Расулия» можно было говорить лишь в прошедшем времени: да, было такое крупное учебное заведение, его закончило много учеников, во главе него был суфийский шейх Зайнулла Расулев, но и всё. Была лишь былая слава. Более того, получалось, что медресе как медресе функционировало только при жизни его основателя, а с его смертью в 1917 году история учебного заведения подошла к концу. Теперь же медресе не просто восстановили (причем, что важно подчеркнуть, восстановили его в том же историческом здании, в котором оно функционировало в дореволюционную эпоху), но оно станет работать как учебное заведение по подготовке кадров мусульманского духовенства. В этом и ценность «Расулевских чтений», когда у научно-практической конференции есть именно практическая польза.

 



Важно подчеркнуть и такую особенность этого форума, как пример удивительного партнерства светских властей и традиционного мусульманского духовенства. От подобного выигрывают обе стороны. В плане организации большая заслуга на сотрудниках Отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области и его начальнике Илье Ивановиче Аносове. Он представляет собой пример неравнодушного и тонко понимающего особенности ситуации в исламской среде России специалиста в органах власти.

 

Таким образом, «Расулевские чтения» за семь лет превратились в крупный форум международного уровня, который благодаря своей регулярности проведения, превратился в важное ежегодное событие в жизни мусульманской уммы России.

Фотографии автора и Игоря Белехова

* - запрещенные в России террористические и экстремистские организации

Источник ruskline.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9