Анонс: Конгресс историков искусства им Д.В. Сарабьянова
События
С именем Дмитрия Владимировича Сарабьянова (1923-2013) связана целая эпоха в отечественной науке об искусстве. Д.В.Сарабьянов разработал важнейшие проблемы современного искусствознания: формирование национальной специфики искусства и методология ее изучения; «память культуры» и исследование скрытых, «внутренних» традиций; междисциплинарный подход к изучению изобразительного искусства и архитектуры; взаимодействие русского искусства с европейским; взаимодействие искусствознания с философией, филологией, историей и теологией. Дмитрия Владимировича интересовало искусство самых разных периодов, что позволяло усматривать внутреннюю связь и родство между, казалось бы, разнонаправленными тенденциями в русской культуре. Для научных исследований Д.В.Сарабьянова всегда были характерны интерес и чуткость к новым методам в изучении искусства.
Начиная с эпохи Возрождения человек оказывается главным персонажем истории идей, искусства и науки. Эпоха Просвещения создала концепт мыслящего субъекта как центральной фигуры европейской культуры. Пристальный интерес к человеку привел к выработке понятия нормы и его догматизации. Понятие нормы по отношению к человеку обернулось детальной разработкой нормативов во всех областях человеческой деятельности и социальной жизни. Однако очень быстро критически мыслящий субъект начинает подвергать сомнению собственные основания. Разворачивается борьба за изменение представлений о норме. Аргументами в этой борьбе стали научные открытия в области физики, психологии, медицины и проч. Границы нормы в отношении человека становятся зыбкими и проницаемыми. Человек оказывается «опасным индивидом» (Фуко), а искусство балансирует между нормой и отклонением. Интерес к патологиям и трансчеловеческому порождает в культуре целый спектр постоянно звучащих тем: гений и безумие, Голем и Франкенштейн, декаданс и «дегенеративное искусство», красота и уродство, Де Сад и изобразительная мартирология, анатомический театр, извращения и порок, сексуальные девиации и преступления. Особенно эти тенденции усилились в 20 и 21 столетиях.
Посвящая Третий международный конгресс им.Д.В.Сарабьянова исследованию процесса формирования нормы, ее границ, дегуманизации и новым контурам антропологической проблематики, мы хотели бы сделать акцент на роли искусства в этом процессе в качестве инструмента, посредника и документального свидетельства.
Подробнее здесь http://sias.ru/upload/iblock/67c/sarabianov_2018.pdf
Начиная с эпохи Возрождения человек оказывается главным персонажем истории идей, искусства и науки. Эпоха Просвещения создала концепт мыслящего субъекта как центральной фигуры европейской культуры. Пристальный интерес к человеку привел к выработке понятия нормы и его догматизации. Понятие нормы по отношению к человеку обернулось детальной разработкой нормативов во всех областях человеческой деятельности и социальной жизни. Однако очень быстро критически мыслящий субъект начинает подвергать сомнению собственные основания. Разворачивается борьба за изменение представлений о норме. Аргументами в этой борьбе стали научные открытия в области физики, психологии, медицины и проч. Границы нормы в отношении человека становятся зыбкими и проницаемыми. Человек оказывается «опасным индивидом» (Фуко), а искусство балансирует между нормой и отклонением. Интерес к патологиям и трансчеловеческому порождает в культуре целый спектр постоянно звучащих тем: гений и безумие, Голем и Франкенштейн, декаданс и «дегенеративное искусство», красота и уродство, Де Сад и изобразительная мартирология, анатомический театр, извращения и порок, сексуальные девиации и преступления. Особенно эти тенденции усилились в 20 и 21 столетиях.
Посвящая Третий международный конгресс им.Д.В.Сарабьянова исследованию процесса формирования нормы, ее границ, дегуманизации и новым контурам антропологической проблематики, мы хотели бы сделать акцент на роли искусства в этом процессе в качестве инструмента, посредника и документального свидетельства.
Подробнее здесь http://sias.ru/upload/iblock/67c/sarabianov_2018.pdf