Британские социологи: Церковью будущего будет управлять духовенство, не желающее «раскачивать лодку»
События
Статья под заголовком «Изменение поведенческих моделей на примере представителей штатного духовенства. Исследование психологических профилей» вышла в июньском номере журнала.
Ее авторы, профессор Лесли Фрэнсис (Leslie J. Francis) и Грег Смит (Greg Smith) из университета Уорвика (Великобритания) исследовали профили «психологического типа» и «психологического темперамента» 90 помощников викариев, которые были рукоположены в дьяконский сан в Англиканской церкви и Церкви Уэльса в 2009—1010 годах и которые затем были назначены на штатные должности на различных приходах Великобритании.
Ученые также собрали данные относительно 35 женщин — помощников викариев, назначенных в те же годы, однако выборку посчитали недостаточно широкой, чтобы делать на ее основании какие-то научные выводы.
Молодые клирики: меньше интуиции, больше приземленности
Полученные результаты сопоставили с данными, полученными в ходе аналогичного исследования, проведенного в 2007 году. Тогда ученые проанализировали психологические профили 627 священнослужителей-мужчин и 237 женщин в священном сане.
Помощники викариев оценивались с использованием двух методик — типологии Майерса — Бриггса (англ. Myers-Briggs Type Indicator; системы психологического тестирования, возникшей на базе типологии Юнга в 1940-х годах и получившая широкое распространение в США и Европе) и психологических шкал Френсиса (Francis Psychological Type Scales, FPTS).
С их помощью исследователи выяснили, откуда люди черпают жизненную энергию — внутри самих себя или в общении с другими (интроверсия — экстраверсия); как они обрабатывают информацию — опираясь на ощущение или интуицию; как они принимают решения — руководствуясь рациональными доводами или чувствами; как они реагируют на внешний мир — оценивают его или постигают.
Основной вывод, который делают ученые: «Нынешнее поколение молодых мужчин-священников гораздо меньше предпочитает интуицию по сравнению с клириками в исследовании 2007 года (42 процента по сравнению с 62 процентами)».
Церковь будущего может быть более управляемой и более консервативной Церковью, но менее вдохновляющей и менее восприимчивой к изменениям.
В исследовании духовенство, предпочитающее руководствоваться интуицией, определяется как те, кто «сосредотачивается на возможностях ситуации, воспринимая смысл и отношения», и кто «фокусируется на общей картине, а не на конкретных фактах и данных». Такие священнослужители «с энтузиазмом следуют своему вдохновению, <…> часто стремятся привнести новаторские изменения в устоявшиеся правила и меньше склонны воспринимать традиции».
Священнослужители, рукоположенные в 2009 и 2010 годах, с большей вероятностью находились в той части спектра, где «чувствительное» начало проявило себя в наименьшей степени. Эти священники, заключают Л. Френсис и Г. Смит, «фокусируются на реалиях ситуации и на конкретных деталях, а не на общей картине. Они имеют тенденцию быть приземленными и материальными. Они часто любят традиционное и общепринятое».
Такие священники, отмечается в статье, «выступают в роли защитников и хранителей традиций, унаследованных из прошлого. Они привносят порядок и стабильность в жизнь своих общин».
На фоне увеличения числа священнослужителей этого психологического типа доля клириков, руководствующихся интуицией, снизилась с 35% в исследовании 2007 года до 19% среди духовенства, рукоположенного в 2009—2010 гг. Исследователи описывают сильные стороны этого психологического типа следующим образом: такие священники настроены идеалистически и романтически, они обладают даром общения, которое способно вдохновить людей, они достигают хороших результатов в пастырском окормлении.
Церковь будущего: более управляемая и более консервативная, но менее вдохновляющая и менее восприимчивая к изменениям
Переход от одного типа психологического темперамента к другому в будущем может иметь важные последствия для Церкви Англии, считают авторы. «Церковь будущего может быть более управляемой и более консервативной Церковью, но менее вдохновляющей и менее восприимчивой к изменениям», — говорится в исследовании.
По мнению ученых, данная проблема обусловлена тенденцией, которая все более заметно проявляет себя, — нынешние церковные руководители собирают вокруг себя единомышленников, которые действуют точно так же, как и они.
Главный вывод, который делают ученые: «В церкви, которая справляется с упадком и делает это, все более и более напрягая свои ресурсы, опора на традиционный темперамент может быть мудрой и осторожной стратегией. Есть лидеры, которые не будут раскачивать лодку и которые будут предлагать чувство безопасности в период оказания паллиативной помощи».
При этом священнослужители-экстраверты в Церкви вполне могут стимулировать некоторый рост, проповедуя «простое Евангелие бесспорной истины», добавляют они.
Ученые предлагают альтернативный вариант развития. В этом случае, считают они, Церкви следует более трезво оценивать преимущества и недостатки традиционного психологического темперамента и поддерживать другие психологические модели поведения среди духовенства. На практике это возможно через организацию различных самостоятельных социальных служб с широким привлечением мирян.
«В этом случае риск связан с большей открытостью Церкви, но потенциальные выгоды от таких рисков могут быть огромны», — заключают исследователи.
Источник rublev.com
Источник rublev.com