О картинах П.И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры
События
Никаких документальных сведений об этой работе художника в архивах, к сожалению, не сохранилось. Однако в 1940-х годах в Лавре вместе с П.И. Нерадовским работал художник-реставратор живописи С.М. Боскин (1907-1992), с которым автору в ходе изучения иконостаса довелось встретиться. По словам С.М. Боскина, Нерадовский приступил к написанию картин осенью 1948 г. Закончив работу в конце года, он передал рисунки и подготовительный материал на хранение С.М. Боскину. Так в составе иконостаса Сергиевского храма оказались четыре картины на библейскую тему, выполненные П.И. Нерадовским. Это "Рождение Моисея" (1), "Иосиф открывается братьям" (2), "Исаак благословляет Иакова" (3) и "Вознесение Ильи пророка на небо" (4). Они написаны маслом на холсте (наклеен на фанеру) и установлены по краям цокольного ряда иконостаса.
В картинах представлены библейские сюжеты из книг Бытие (2, 3), Исход (1), IV Книга Царств (4).
В принципах, которые исповедует здесь художник - классическая построенность композиций, философское истолкование сюжета, лаконизм колористического решения - прослеживается преемственность лучших традиций русской живописи XIX в. в области мифологического жанра (А.А. Иванов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской). Что касается иконографического решения сцен, то здесь Нерадовский, по всей видимости, прибегнул к помощи известных художников, снискавших себе славу на поприще иллюстраторов Библии: Гюстава Доре (1832/1833-1883) и Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794-1872). Иконографическим источником для сцен "Рождение Моисея", "Иосиф открывается братьям", "Исаак благословляет Иакова" Нерадовскому послужили аналогичные гравюры Г. Доре. Сцену же "Вознесение пророка Ильи" художник решил, обратившись как к гравюре Доре (левая часть картины), так и гравюре Шнорра (правая часть картины).
"Иосиф открывается братьям" | "Рождение Моисея" |
"Исаак благословляет Иакова" | "Вознесение пророка Илии" |
Как талантливый художник Нерадовский лишь в общих чертах следовал композиционному решению гравюр. Иллюстративным, натуралистичным, театрально-пафосным принципам известных иллюстраторов Библии Нерадовский предпочел психологичес-кую линию развития сюжета. Усилив драматургию, он внёс новое живое содержание в библейские образы.
П.И. Нерадовский оставил богатое живописное и графическое наследие (пейзажи, натюрморты, виды архитектурных ансамблей, портретная живопись). Библейская тема почти не нашла отражения в его творчестве.
Очевидно, что серьёзные профессиональные навыки в области рисунка, композиции, пластической анатомии, приобретённые за годы обучения в Академии художеств, стали той основой, на которой сформировалась высочайшая культура исполнительного мастерства художника, его глубокое понимание законов жанра. Это позволило П.И. Нерадовскому блестяще справиться с задачей написания картин на библейскую тему. Они по праву могут занять достойное место в его творческом наследии.
Л.Н. Савина (Сергиев Посад)
Источник: Тезисы докладов V Международной конференции “Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России”.