Российские и зарубежные философы поспорят на Мальте о личности, душе и боге
События
"Один из самых важных философских вопросов – чем, в сущности, является личность. В центре дискуссий летней школы будет именно этот вопрос. Школу проведет один из наиболее известных оксфордских философов Ричард Суинбёрн. Это один из редких аналитиков, который отстаивает идею существования души", — сказал РИА Новости содиректор организующего школу Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ, доктор философских наук Дмитрий Волков.
Участники международного научно-образовательного проекта — около 25 человек из России, Великобритании, США, Китая, Лихтенштейна — профессора и молодые ученые, прошедшие серьезный отбор. Их примет в своем дворце президент Мальты Мари-Луиз Колейро Прека. Она, по словам Волкова, очень интересуется проблемой личностной идентичности и охотно обсудит ее с учеными. Преимущественно же в программе недельной школы – лекции, семинары, дискуссии.
"В результате обсуждений мы надеемся прийти к лучшему представлению о сущности личности. А заодно решить другие любопытные загадки. Можно ли пережить реинкарнацию и остаться самим собой? Где будет личность, если её мозг будет разделен на две части и каждая из этих частей успешно пересажена в новое тело? Возможно ли продолжение существование личности без тела или в механическом теле? Сколько личностей у людей с расщепленными полушариями мозга, а такие люди появились в связи с лечением эпилепсии? После дискуссий появятся новые научные статьи. А сам ведущий планирует издать новую книгу о тождестве личности", — отметил Волков.
Душа и телепортация
Позицию влиятельного британского профессора Суинбёрна, отстаивающего субстанциональный подход к проблеме тожества личности, когда за тождество отвечает специальная субстанция – душа, научное сообщество считает довольно радикальной. Не менее радикально для него и еще одно утверждение Суинбёрна – о существовании бога. Оксфордский профессор – автор одного из самых свежих теистических аргументов, так называемого индуктивного доказательства существования бога. И в отношении философской проблемы сознание-тело он отстаивает дуалистическую альтернативу. Кроме того, профессор — православный христианин и владеет русским языком.
"Вопрос о тождестве личности возник в средние века в связи со спорами о том, как именно возможна жизнь после смерти. Христиане считают, что после смерти человек воскресает. Но когда мы видим кости человека в могиле, то где же сам человек, его личность? Она – там, где продолжает существовать душа", — отметил Суинбёрн на вводной встрече с участниками школы.
Отвечая на вопрос РИА Новости о цели его участия в проекте, оксфордский профессор заявил, что сегодня, когда в мире распространяется идеология трансгуманизма, особенно важно дать людям ответ на вопрос, что же является "мною" и продолжает существовать. "Когда мы слышим о возможности телепортации на другую планету или пересадки мозга, остро встает вопрос: буду ли это "я" после такого события? Что делает будущую личность – мною?" — пояснил Суинбёрн.
Психика, мозг и нарратив
Помимо субстанционального подхода к тождеству личности, современная философия рассматривает еще несколько концепций, но уже не предполагающих наличия некой субстанции в виде души. Согласно психологическому подходу, ядро человеческой идентичности содержится в устойчивых психологических характеристиках. А биологический подход сосредоточен преимущественно на сохранении жизни всего тела, в частности, головного мозга.
Еще один, новый подход – нарративный — активно отстаивает организатор проекта Дмитрий Волков. Вошедший в употребление современной науки термин "нарратив" происходит от латинского "narrare" — "повествовать". В общем смысле он означает изложение взаимосвязанных событий в виде некой последовательности. По отношению к проблеме тождества личности нарратив – это некий "рассказ", память личности о происходивших с ней событиях. Причем эта "история" определяет приоритеты и цели человека сегодня и в будущем. Особенно важно, что события прошлого выстраиваются в уникальную связь, соответствующую одной уникальной личности.
При этом тело не является границами целостности личности. Волков предполагает, что "через какое-то время телефон или компьютер будет встроен в мозг, у нас будет расширенная память, не только одно тело, но и аватар, и в целом наша самость еще больше расширится за пределы физического тела".
Практическое применение
Именно с вызовами научно-технического прогресса и открытиями нейроученых связана актуальность проблемы тождества личности. В недалеком будущем возможна киборгизация человеческого тела или реализация сознания на небиологическом носителе. Сохранится ли тогда личность? И смогут ли роботы претендовать на то, чтобы быть личностями? Как быть с поражениями мозга, вызывающими дисфункции "я", вегетативным состоянием человека или потерей памяти? Когда личность перестает существовать или становится иной настолько, чтобы с нее снималась ответственность за поступки (возможно, преступления) в прошлом? Ответы на эти вопросы представляются особенно важными создателям Московского центра исследования сознания и организаторам философской школы.
Проект имеет как научные, так и практические задачи. Одна из них – создать площадку для коммуникации и обмена опытом между самыми мотивированными молодыми специалистами со всего мира, которые в будущем могут стать влиятельными экспертами в вопросах исследования сознания, свободы воли, моральной ответственности и практического применения этих знаний. Кроме того, проект призван улучшить имидж философии в обществе, в том числе, российском. Показать, что философия – живая, динамичная дисциплина, непосредственно связанная с каждым из нас и способная упорядочивать повседневную жизнь.
Источник ria.ru/religion
Источник ria.ru/religion