Жак Ле Гофф, "Средневековый мир воображаемого", 2001 (фр.- 1985).
События
Жак Ле Гофф, "Средневековый мир воображаемого", 2001 (фр.- 1985):
Мир воображаемого присутствует во всех обществах, во все эпохи, но временами, благодаря приписываемым ему свойствам, он приобретает особое звучание. Именно этот своеобразный, играющий неизмеримо важную роль мир воображаемого окружал мужчин и женщин средневекового Запада. Невидимая реальность была для них гораздо более достоверной и осязаемой, нежели та, которую они воспринимали с помощью органов чувств; они жили, погруженные в царство воображения, стремясь постичь внутренний смысл окружающего их мира, в котором, как утверждала Церковь, были зашифрованы адресованные им послания Господа, - разумеется, если только их значение не искажал Сатана.
«Долгое» Средневековье, которое, по Жаку Ле Гоффу, соприкасается с нашим временем чуть ли не вплотную, предстанет перед нами многоликим и противоречивым миром чудесного. Мы узнаем, как в ту пору люди представляли себе время и пространство, как им мыслился мир земной и мир загробный, каковы были представления о теле и почему их ограничивали жесткими рамками идеологии, в каких символических системах и литературных метафорах осмыслялись мир и общество. Здесь же, вслед за автором «Королей-чудотворцев», историком Марком Блоком, Ле Гофф ставит вопрос: какое место надо отвести миру воображаемого в процессе возвращения к обновленной политической истории — к историко-политической антропологии?
Можно ли постичь мир воображаемого научными методами, не дав ему ни исказиться, ни раствориться в туманных понятиях, ни заплутаться в лабиринтах иррационального, ни попасть под влияние капризной моды?
Как отделить воображаемое от символического и идеологического, как четко определить занимаемую им нишу и каким инструментарием располагает историк для его изучения?
Ответы на эти вопросы содержатся в изданной книге французского медиевиста Жака Ле Гоффа, неутомимо ратующего за «другое» Средневековье, которому он посвятил весь свой исследовательский талант ученого.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В ПОДДЕРЖКУ ДОЛГОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
I. ЧУДЕСНОЕ.
II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
ПУСТЫНЯ-ЛЕС НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ВРЕМЯ ЧИСТИЛИЩА (III - XIII вв.)
ВРЕМЯ НРАВОУЧИТЕЛЬНОГО «ПРИМЕРА» (XIII в.)
ХОЖДЕНИЯ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА: ВЕРСИИ УЧЕНЫЕ И НАРОДНЫЕ
III. ТЕЛО
ТЕЛО И ИДЕОЛОГИЯ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЧИСТИЛИЩА
ОТКАЗ ОТ ПЛОТСКОГО
IV. ЛИТЕРАТУРА И МИР ВООБРАЖАЕМОГО
ЛЕВИ-СТРОСС В БРОСЕЛИАНДСКОМ ЛЕСУ. ОПЫТ АНАЛИЗА КУРТУАЗНОГО РОМАНА
КОДЕКСЫ НОШЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ПРИЕМА ПИЩИ В РОМАНЕ КРЕТЬЕНА ДЕ ТРУА «ЭРЕК И ЭНИДА»
РЫЦАРИ-ВОИНЫ И ГОРОЖАНЕ-ПОБЕДИТЕЛИ. ОБРАЗ ГОРОДА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XII в.
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА ГИЛЬОМА ОВЕРНСКОГО
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ XIII в.: EXEMPLUM ЖАКА ДЕ ВИТРИ О ТУРНИРАХ
V. СНОВИДЕНИЯ
VI. К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ СТАНОВЫМ ХРЕБТОМ ИСТОРИИ?
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
По главам: http://krotov.info/libr_min/04_g/of/f_02.htm
Отдельно:
- В поддержку долгого средневековья: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Middle.html
- Чудесное на средневековом Западе: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Chudo.html
- Является ли все же политическая история становым хребтом истории? https://cyberleninka.ru/article/n/95-01-045-le-goff-z..
https://igiti.hse.ru/data/028/314/1234/4_3_2LeGoff.pdf
Рецензии: http://www.persee.fr/doc/medi_0751-2708_1986_num_5_10..
http://www.persee.fr/doc/assr_0335-5985_1986_num_61_2..
http://libgen.io/scimag/ads.php?doi=10.1111/j.1468-22..
Памяти автора: http://primerussia.ru/article_materials/371
http://www.pravmir.ru/zhak-le-goff-volshebnik-iz-tulo..
Источник
Мир воображаемого присутствует во всех обществах, во все эпохи, но временами, благодаря приписываемым ему свойствам, он приобретает особое звучание. Именно этот своеобразный, играющий неизмеримо важную роль мир воображаемого окружал мужчин и женщин средневекового Запада. Невидимая реальность была для них гораздо более достоверной и осязаемой, нежели та, которую они воспринимали с помощью органов чувств; они жили, погруженные в царство воображения, стремясь постичь внутренний смысл окружающего их мира, в котором, как утверждала Церковь, были зашифрованы адресованные им послания Господа, - разумеется, если только их значение не искажал Сатана.
«Долгое» Средневековье, которое, по Жаку Ле Гоффу, соприкасается с нашим временем чуть ли не вплотную, предстанет перед нами многоликим и противоречивым миром чудесного. Мы узнаем, как в ту пору люди представляли себе время и пространство, как им мыслился мир земной и мир загробный, каковы были представления о теле и почему их ограничивали жесткими рамками идеологии, в каких символических системах и литературных метафорах осмыслялись мир и общество. Здесь же, вслед за автором «Королей-чудотворцев», историком Марком Блоком, Ле Гофф ставит вопрос: какое место надо отвести миру воображаемого в процессе возвращения к обновленной политической истории — к историко-политической антропологии?
Можно ли постичь мир воображаемого научными методами, не дав ему ни исказиться, ни раствориться в туманных понятиях, ни заплутаться в лабиринтах иррационального, ни попасть под влияние капризной моды?
Как отделить воображаемое от символического и идеологического, как четко определить занимаемую им нишу и каким инструментарием располагает историк для его изучения?
Ответы на эти вопросы содержатся в изданной книге французского медиевиста Жака Ле Гоффа, неутомимо ратующего за «другое» Средневековье, которому он посвятил весь свой исследовательский талант ученого.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В ПОДДЕРЖКУ ДОЛГОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
I. ЧУДЕСНОЕ.
II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
ПУСТЫНЯ-ЛЕС НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ВРЕМЯ ЧИСТИЛИЩА (III - XIII вв.)
ВРЕМЯ НРАВОУЧИТЕЛЬНОГО «ПРИМЕРА» (XIII в.)
ХОЖДЕНИЯ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА: ВЕРСИИ УЧЕНЫЕ И НАРОДНЫЕ
III. ТЕЛО
ТЕЛО И ИДЕОЛОГИЯ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЧИСТИЛИЩА
ОТКАЗ ОТ ПЛОТСКОГО
IV. ЛИТЕРАТУРА И МИР ВООБРАЖАЕМОГО
ЛЕВИ-СТРОСС В БРОСЕЛИАНДСКОМ ЛЕСУ. ОПЫТ АНАЛИЗА КУРТУАЗНОГО РОМАНА
КОДЕКСЫ НОШЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ПРИЕМА ПИЩИ В РОМАНЕ КРЕТЬЕНА ДЕ ТРУА «ЭРЕК И ЭНИДА»
РЫЦАРИ-ВОИНЫ И ГОРОЖАНЕ-ПОБЕДИТЕЛИ. ОБРАЗ ГОРОДА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XII в.
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА ГИЛЬОМА ОВЕРНСКОГО
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ XIII в.: EXEMPLUM ЖАКА ДЕ ВИТРИ О ТУРНИРАХ
V. СНОВИДЕНИЯ
VI. К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ СТАНОВЫМ ХРЕБТОМ ИСТОРИИ?
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
По главам: http://krotov.info/libr_min/04_g/of/f_02.htm
Отдельно:
- В поддержку долгого средневековья: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Middle.html
- Чудесное на средневековом Западе: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Chudo.html
- Является ли все же политическая история становым хребтом истории? https://cyberleninka.ru/article/n/95-01-045-le-goff-z..
https://igiti.hse.ru/data/028/314/1234/4_3_2LeGoff.pdf
Рецензии: http://www.persee.fr/doc/medi_0751-2708_1986_num_5_10..
http://www.persee.fr/doc/assr_0335-5985_1986_num_61_2..
http://libgen.io/scimag/ads.php?doi=10.1111/j.1468-22..
Памяти автора: http://primerussia.ru/article_materials/371
http://www.pravmir.ru/zhak-le-goff-volshebnik-iz-tulo..
Источник