Исследования и реставрация Елизаветинской Библии с западноевропейскими гравюрами из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
События
Из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на реставрацию поступила Библия. Этот экземпляр предположительно XVIII в. вызвал множество вопросов и потребовал ряда разысканий для ее атрибуции и определения. Сложность заключалась в том, что наш экземпляр представлял собой конволют из западноевропейских иллюстраций и русского типографского текста; осложняло работу и то, что полученная на реставрацию Библия находилась в руинированном состоянии, без титульного листа, обложки, переплета. Из ста двадцати трех листов Библии сорок – гравированные иллюстрации. Листовой материал сильно загрязнен, многочисленные механические повреждения, пятна различного происхождения.
Истории западноевропейской гравюры посвящено множество исследований, как и русской книге XVIII в. Однако их взаимодействие в XVIII в. на русской почве и в русской церковной книге остается практически неизученным. Поэтому целью нашей работы стало не только реставрационное, но и искусствоведческое исследование.
Определение русского типографского текста, его издания было осуществлено путем непосредственного сравнения: первоначально по сводному каталогу кирилловской печати XVIII в. и затем при сопоставлении с экземплярами Музея книги РГБ. В результате было установлено, что перед нами Елизаветинская Библия 1751 г. Изучение западноевропейских гравюр показало, что это листы из одного из изданий Библии Вайгеля, а именно издания 1712 г. во вторую долю листа. Изучение литературы, трудов О.А. Белобровой, А.Х. Горфункеля, И.А. Бусевой-Давыдовой, посвященных западноевропейским Библиям в России, а также фондов Музея Книги РГБ и ОРК ГПИБ показало, что для середины XVIII в. можно отметить и ясно определившуюся тенденцию бытования Библии Вайгеля в России – ее использования в качестве иллюстрации русских Елизаветинских Библий во вторую и четвертую долю листа. В настоящее время известно уже несколько таких экземпляров (ГПИБ, Бостонская Публичная библиотека, Свято-Троицкая Сергиева Лавра). На основании этого можно сделать вывод о целесообразности дальнейших разысканий и популярности Библии Вайгеля в России, определенной традиции, сложившейся у русских любителей книги, побуждавшей их украшать аскетические издания Елизаветинской Библии 1751-1756 гг. (во вторую и четвертую долю листа) гравюрами из альбомных изданий Вайгеля. Отметим, что бытование Библии Вайгеля в России XVIII и XIX вв. было достаточно широко, в какой-то мере она заменила Библию Пискатора XVII в. Издания Вайгеля пользовались популярностью не только у русских библиофилов, но и иконописцы, и граверы обращались к нему в качестве образца.
В результате проведения реставрации Библии с листового материала удалены механические загрязнения, восстановлена целостность листов, устранена деформация, ослаблены пятна различного происхождения. Таким образом, приостановлено разрушение памятника книжной культуры XVIII в. из собрания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России / III международная конференция: Тезисы докл. 25-27 сент. 2002 г. – Сергиев Посад, 2002.