В работе научного форума приняли участие более 60 библеистов, кумранологов, историков и археологов из университетов и исследовательских центров Израиля, США, Великобритании, Канады, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Дании, ЮАР. С обзорными лекциями и пленарными докладами выступили такие известные исследователи кумранских рукописей, как Эммануил Тов, Лоуренс Шиффман, Джон Коллинз, Лорен Штокенбрук, и др.
Центральной темой симпозиума стали идея и образ пустыни, особенно часто использовавшийся древнееврейскими авторами при осмыслении событий Исхода из Египта, странствий по Синайскому полуострову до прихода в Палестину и Вавилонского изгнания.
Эта концепция и образ и смежные с ней идеи становятся важными для иудаизма периода Второго Храма, говорится в пресс-релизе симпозиума. Кроме того, сама пустыня как реальное географическое место приобретает новое значение для многих иудеев в этот период, о чём, в частности, свидетельствует история Кумранской общины (или общин).
Основным предметом докладов и дискуссий иерусалимского симпозиума стал фрагмент из Ис 40:3 («Сделайте прямыми/очистите путь Господу»), сыгравший огромную роль в процессе формирования идеологии различных мессианско-эсхатологических групп и движений раннего иудаизма (II в. до н. э. – I в. н.э.).
Первая сессия научного форума была почти полностью посвящены текстологической и экзегетической проблематике Ис 40:3 в связи и в свете открытий (особенно относительно новых) в Кумране.
Заслуженный профессор библеистики Еврейского Университета Эмануил Тов выступил с докладом «Vox clamantis in deserto: история интерпретации и искажения смысла Ис 40:3». В понимании этого стиха у авторов кумранских, с одной стороны, и новозаветных текстов, с другой, имеются различия. Причина – разные смысловые разделения во фрагменте Ис 40:3. В Кумране делали акцент на том, чтобы «в пустыне приготовить путь Господу», а Евангелиях этот стих прилагается к Иоанну Крестителю, который характеризуется как «голос, вопиющий в пустыне». По мнению профессора Това, такие разделения и акценты не выражены в оригинальном тексте Книги Исайи и являются плодом последующей реинтерпретации.
В сообщении «Использовался ли фрагмент Ис 40:3 исключительно как указание на пустыню?» кумранолог Джон Кэмпен (Методисткая высшая теологическая школа, Охайо, США) поставил под сомнение широко распространённый среди исследователей тезис: цитирование Ис 40:3 в кумранском «Уставе общины» (1QS 8:13-14) является бесспорным подтверждением, что для сектантов этот фрагмент встал своего рода божественной директивой ухода в пустыню. Ученый анализирует все немногочисленные отсылки в Кумранских свитках на слово «пустыня», и обнаруживает слабый интерес у кумранитов к этому образу. Автор доклада считает, что скорее они акцентировали внимание на идее «пути», о котором встречается гораздо больше рассуждений в текстах общины Мёртвого моря, чем о «пустыне».
Д-р Пол Мэндель (Шехтеровский институт, Иерусалим) в докладе «Приход в пустыню и хождения/пребывания в ней: о значимости библейских метафор для авторов кумранских текстов» продолжил разбор метафоры «пути», восполнив его анализом образа «хождения», тесно связанного с метафорой «пути». Выступающий выразил согласие с тезисом о периферийности мотива «пустыни» для кумранитов. Свои лингвистические наблюдения он подкрепил и фактическими данными: близость поселения кумранитов к Иерусалиму, очень вероятное наличие большого количества их последователей, называемых ессеями, в столице и в других городах Палестины, и т. д.
Сообщения второй сессии касались библейских мотивов пустыни в разных версиях Книги Еноха. Здесь, в частности, были представлены следующие доклады: «Традиции, связанные с образом пустыни и Эфиопская книга Еноха», «Пролетая над Великой Пустыней: пустыня в космологии “Книги исполинов” и релевантных ей текстах»; «Населённая земля, моря, пустыни: разделение земли на области обитания в 1 Ен 77 и средневековых источниках»
Одна из сессий форума, проходившая в «Храме книги» Музея Израиля, была полностью отдана под доклады по археологии Кумрана. На ней выступили ученые, непосредственные участники продолжающихся раскопок в местах, связанных с общиной Мёртвого моря. В докладе «Новые раскопки в большом пещерном комплексе Нахаль Тзеэлим: место убежища для повстанцев Бар-Кохбы» Ури Давидович и Рои Порат (Еврейский университет в Иерусалиме) поделились результатами анализа археологических артефактов, обнаруженных в 2016 году в местах, которые в конце I-го века стали последним прибежищем для многих еврейских семей, бежавших в Иудейскую пустыню во время Римско-иудейской войны 66-73 гг. н.э.
В сообщении археолога Орета Гатфелда говорилось о возобновлении сотрудниками Еврейского Университета раскопок в Пещере 53, находящейся на расстоянии мили на юг от Хирбет-Кумрана.
Доклад профессора Марселло Фиданцио (Университет Лугано, Швейцария) касался основных находок в кумранской Пещере №11, предваряя публикации о ней, которые планируется начать в в середине 2018. Прежде всего, это почти пятьдесят новых небольших фрагментов рукописей, которые, как предполагает учёный, могут помочь в более точной атрибуции других рукописей из этой пещеры.
Большая часть докладов на последующих сессиях была посвящена теологической интерпретацией концепта «пустыни» в Кумранских текстах и других документах периода Второго Храма: «Опыт гонимых в пустыне: Свитки Мёртвого моря и нарратив подвергающихся притеснениям»; «Мотив “пустыни” в “Медном Свитке” (3Q15)»; «Пересказ истории событий на Синае: компаративистский анализ “Иудейских древностей” 3.83-88»; «Эхо Вавилонского плена в арамейское прошлое: тема пустыни в арамейских текстах Кумрана, от Ахикара до Товита», «“Приготовьтесь в пустыне”: практики совершенствования себя в Иудейской пустыне», и др.
Сообщения заключительной, тринадцатой, сессии симпозиума касались сопоставления сходных идей и мотивов в кумранских и новозаветных текстах. Это доклады «Женщина в пустыне и орлиные крылья в Откр 12:13-14»; «Между опытом пустыни и небесной славы: положение народа Божия в Послании к Евреям по сравнению с тем, как она представлена в 1QSerekh ha-Yaḥad»; «Выход из пустыни: Кумран, Иисус и ритуальная чистота»; «Искание Бога в безжизненных местах: молитва и пустыня в раннем иудаизме и раннем христианстве».
В рамках работы симпозиума в Музее Израиля состоялся цикл открытых лекций известных кумранологов по теме научного форума.