А нужны ли украинские униаты Ватикану?
События

Помимо того, одобрение появлению ЕППЦ выразил глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук. Об этом он заявил в ходе встречи с послом США на Украине Мари Йованович, которая обратились к архиепископу с просьбой об аудиенции. Однако Шевчук заметил при этом следующее: «Нужно иметь в виду, что на самом деле речь идет лишь о единой православной Церкви, УГКЦ не участвует в этом процессе, поскольку считает это внутренним делом православных Церквей». Вместе с тем униаты, по его словам, не отстраняются от процесса, поскольку сделан «важный шаг для преодоления раскола в украинском православии. В связи с этим мы положительно оцениваем все усилия для возможного признания единой православной Церкви со стороны Константинопольского патриархата». Потому что греко-католики ждут вслед за первым шагом второй. А именно, «экуменический диалог между УГКЦ и объединенным украинским православием в направлении восстановления первоначального единства этой Церкви».

 
Святослав Шевчук
Иллюстрация: News.ugcc.ua

Исходя из сказанного, православные публицисты сделали вывод, что за Фанаром на самом деле стоит Ватикан, который хочет «поглотить» украинских православных. Однако нам этот вывод кажется чрезвычайно поспешным и преувеличенным. Прежде всего потому, что Святой престол неоднозначно относится к унии как методу. Если смотреть комплексно, то можно заметить, что на Ближнем Востоке ориентация местных греко-католических Церквей на Ватикан не создает проблем в межхристианском общении. Например, Русская православная церковь, болезненно относящаяся к украинским униатам, спокойна в отношении ближневосточных. Это первое. Второе. Напомним, что говорилось в Совместном заявлении папы Римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла по итогам переговоров в Гаване в феврале 2016 года:

«25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно».

Обратим внимание на то, что в контексте Украины упоминаются православные общины и католические, но нет греко-католических. По этой ли причине или каким-то еще другим, но Совместное заявление папы Франциска и патриарха Кирилла было воспринято с сильным раздражением в Украинской греко-католической церкви. Как подчеркнул архиепископ Шевчук, «мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это». А год спустя, в феврале 2017, важное разъяснение сделал председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Он предложил создать специальную комиссию для урегулирования отношений между РПЦ и УГКЦ, которая «могла бы заняться работой над исцелением ран прошлого и созданием совместного будущего». При этом кардинал сделал акцент на том, что нынешние трудности в отношениях между православными и греко-католиками на Украине вызваны не столько причинами богословского характера, сколько обстоятельствами, связанными с национальными и политическими факторами.

 
Курт Кох
 Claude Truong-Ngoc

Акцент на «национальное» свойственен в том числе и украинским униатам. Однако нужно ли это Ватикану, который подчеркивает свою глобальность и наднациональность? Не похоже. В этой ситуации некоторые наблюдатели считают, что отпустить на волю УГКЦ — это не самый плохой вариант для Святого престола. Ватиканской дипломатии и так нелегко лавировать на Украине, держа в уме факторы православного раскола, существования непризнанных православных Церквей, фактора униатства, провоцируемую в этой совокупности напряженность в отношениях с Русской православной церковью, не говоря уже о политической составляющей, важной для Ватикана как государства. Пока Святой престол формально связан с греко-католиками, он, волей-неволей, отвечает за них. Хотя, судя по всему, далеко не всегда Риму удается сдерживать резкие порывы униатов, которые доставляют ему неудобство не только в диалоге с православными на Украине и в России, но и с украинскими католиками латинского обряда.

Не исключено, что Святой престол не стал бы препятствовать УГКЦ, пойти она на то, чтобы пуститься в свободное плавание. Возможно, что в этом случае Ватикан даже помог бы украинским униатам сохранить свое зарубежное присутствие. Ведь сегодня заграничные приходы греко-католиков в ряде случаев курируют епископы латинского обряда, и не сказать, чтобы украинским униатам это нравилось. Другой вопрос, что в самой УГКЦ уже сложилась латинизированная прослойка, которая привыкла считать себя частью католического мира. Но им можно было бы предложить перейти в латинский обряд, в то время как большая часть греко-католиков довольствуется православной обрядовостью и юлианским календарем. Кто знает, не получится ли так, что процесс создания единой поместной православной Церкви на Украине приведет к трансформации УГКЦ в еще одну местную православную Церковь? Время покажет.

 

 

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2410320.html


Другие публикации на портале:

Еще 9