Статья: Г. М. Прохоров: Святые в истории Руси X—XVIII вв.
События

Но кто такой вообще святой и что такое святость? В книге Левит, в «законе о скоте, о птицах, о всех животных» (11: 46), Господь говорит Моисею: «освя-щайтесь и будьте святы, потому что Я свят» (11: 44). «Семитское слово кодеш (свящ. предмет, святость) к-рое происходит от корня, обозначающего, вероятно, „отрезать, отделить", содержит идею отделения от мирского», — читаем в «Словаре библейского богословия»*1. Митрополит Ювеналий (в сборнике «Канонизация святых») замечает: «Однако в книгах Ветхого Завета наблюдается различие в понимании святости в Законе и у Пророков. Наибольший акцент в Законе ставится на святости ритуала, на внешнем исполнении предписаний. О более высоком идеале говорят пророки, неустанно повторяющие, что исполнения внешних предписаний и приношения жертв недостаточно, но для святости еще необходимы правда, послушание, милость и любовь (Ис. 1: 10—20) <...> Однако святости Ветхого Завета еще чуждо понимание новозаветной совершенной любви к врагам. Пророки только возвещали о грядущем явлении миру полноты святости, которая откроется через святых приближающегося эсхатологического Царства (Дан. 7: 18—22)»*2. «Слово „святой", — читаем далее в «Словаре библейского богословия», — в своем абсолютном смысле употреблялось в Ветхом Завете только в виде исключения, оно сохранялось для избранников эсхатологических времен. В Новом Завете оно обозначает христиан»*3. Действительно, в Посланиях римлянам и евреям апостол Павел просит получателей приветствовать «всех святых» (Рим. 16: 15; Евр. 13: 24), а во 2-м Послании к коринфянам (13: 12) и в Послании к филиппинцам (4:22) передает приветствие получателям от «всех святых»: «приветствуют вас все святые». Из слов апостола Павла следует также, что святость надо старатьсяиметь, чтобы увидеть Господа: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14). Источник же новозаветной святости — сам Христос, чья святость «тождественна со святостью Бога, Его Святого Отца (Ин. 10: 30; 14: 8—11; 17: 11)»*4. Новый Завет, Евангелие от Матфея, говорит и о святых предшествующего времени: во время смерти Иисуса Христа на кресте, читаем, «многие тела усопших святых воскресли» (27: 52). Здесь могут иметься в виду ветхозаветные патриархи и пророки. Так что, не впервые являя, но, очевидно, продолжая собой явление святости, первые христиане осознавали себя и старались быть таковыми. По всей видимости, это сознание оставалось актуальным во все времена гонений.

С прекращением же гонений на христиан и принятия их религии как главенствующей в Римской империи в IV в. смысл слова «святой» неизбежно должен был измениться. С тех пор святым мог быть назван едва ли не исключительно монах, посвятивший свою жизнь служению Богу, т. е. жизни вечной. Просматривая перечни святых, в том числе русских, можно заметить, что большинство в них принадлежит инокам.

Для людей, почитающих святых, обычно важна дата их поминовения, месяц и число, а не год их кончины или век, когда они жили. К примеру, мощи, покоящиеся в катакомбах Киево-Печерской лавры, снабжены бирками, на которых написаны только день и месяц упокоения — не год, не век. По внутригодовому хронологическому порядку, порядку поминовения, расположены в четьих минеях и жития святых. Эта некоторая «антиисторичность» может объясняться тем, что соприкосновение святых с Вечностью, о чем свидетельствуют их жития и чудеса, для их почитателей важнее их места в истории. Год их кончины, век, когда они жили, более важны для историков.

К переизданной в 90-х гг. в Москве издательством Спасо-Преображенского монастыря «Истории Русской церкви» митрополита Московского и Коломенского Макария потомно приложены под названием «Святая Русь» повековые хронологические перечни русских святых, составленные игуменом Андроником (Трубачевым)*5. Судя по всему, это вообще впервые составленные перечни такого рода. Курсивом в этих перечнях выделены имена подвижников благочестия и мучеников, о которых достоверно известно, что они не были канонизованы ни общецерковно, ни местно. Но и в число не выделенных курсивом имен попало, мне кажется, много лишних, начиная с Кирилла и Мефодия (IX в.) и Андрея Юродивого (X в.), которых русскими святыми никак нельзя назвать. Без выделения курсивом сюда, совершенно очевидно, включены все известные, в том числе неканонизованные, киево-печерские иноки, покоящиеся в Дальних и Ближних пещерах, а также очень многие лица, о святости которых неизвестно где написано; указания на источники, откуда почерпнуты сведения, не всегда обнаруживаются в соответствующих томах.

Репринтное воспроизведение «Книги глаголемой Описание о российских святых»*6, осуществленное в Москве в 1995 г. тем же издательством Спасо-Пре-ображенского Валаамского монастыря, что переиздало «Историю» митрополита Макария, дополнено «Хронологическим списком русских святых» с IX по XX в.*7, использовавшим (без указания, откуда они взяты) перечни иг. Андроника Трубачева в приложениях к «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, но уже без выделения курсивом имен определенно не канонизованных лиц. Этот список насчитывает более тысячи имен. Воспользоваться этими перечнями я не счел возможным и обратился, составляя свой перечень, к следующим работам: Книга, глаголемая Описание о российских святых: где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых. Дополнил биографическими сведениями граф М. В. Толстой // ЧОИДР. М., 1887. Кн. 4. II. Материалы историко-литературные. С. 1— 288; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 430—431; Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд., испр. и доп. М., 1903; Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901—1902 гг. М., 1903.

Не ограничиваясь составлением хронологического перечня русских святых, я сгруппировал их имена по четвертям столетий и по полученным цифрам построил график, который и предлагаю вниманию читателя.

Примечания:

*1-Словарь библейского богословия / Под ред Ксавье Леон-Дюфуа Брюссель, 1974, стб. 1007.

*2-Канонизация святых: Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, Троице-Сергиева Лавра, 6—9 июня 1988 г., с. 6.

*3-Словарь библейского богословия, стб. 1012.

*4-Канонизация святых, с. 7.

*5-Святая Русь: Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (XI—сер XIII в)//Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский, История Русской Церкви М, 1995, Кн. 2, С. 650—662. То же (сер XIII—сер XV в)//Там же М, 1995, Кн. 3, С. 624—640. То же (сер XV в—кон XVI в)//Там же М, 1996, Кн. 4, ч. 2, С. 339—350.

*6-Полное ее название см. ниже.

*7-С. 291— 314.

Литература:Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. О. В. Творогов — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — Т. 54: Памяти Д. С. Лихачева, стр. 78-99.

Источник Сакральные тексты


Другие публикации на портале:

Еще 9