История оживает в лицах
Один из известных людей современной Москвы – архитектор, историк церковного зодчества Древней Руси, доктор искусствоведения, заместитель Генерального директора музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры А.Л. Баталов, пришедший поприветствовать участников конференции, в своем выступлении подчеркнул: до выхода бессмертной, как он считает, книги Петра Паламарчука «Сорок сороков» большинство москвичей ничего не знало об этой обители. О ней вспоминали лишь немногие, и это были историки древнего русского зодчества. Сегодня о ней не просто вспоминают. Многие загорелись замечательной идеей восстановления и сохранения памяти об утраченном монастыре. Удивительным назвал Андрей Леонидович тот факт, что его открытие широкому кругу людей – специалистам и просто любителям отечественной истории – произошло благодаря клирикам Космодамианского храма, то есть Русской Православной Церкви. И это, по убеждению маститого ученого, особо значимо в проведении таких конференций.
Форум открыл настоятель Космодамианского храма протоиерей Федор Бородин. Пастырь напомнил собравшимся слова Святейшего Патриарха Кирилла, что очень важно в таких местах не только сохранить материальные памятники, но в том числе и великую память об укладе, духе, атмосфере святыни. И таким образом продолжить труд тех, кто осуществлял здесь молитву. Кто пришел в монастырь, чтобы беседовать с Богом. Важным рубежом, по сообщению отца Федора, стал тот факт, что 25 декабря 2017 года была подана заявка в Департамент культурного наследия города на присвоение территории Московского Златоустовского монастыря статуса историко-религиозного достопримечательного места. «Достопримечательное место – сама эта формулировка стала возможна после того, как три года назад в 73-й Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " были внесены соответствующие изменения, дополнения, предполагающие возможность присвоения охранного статуса не только отдельно стоящим зданиям, но и некоторым территориям», – сказал священнослужитель. И добавил, что за данной заявкой в Департамент стоит кропотливый труд, в итоге составивший две большие папки архивных документов. Теперь остается надеяться, что с Божией помощью вопрос решится положительно. Также настоятель храма сообщил, что количество материалов, которые «накопали» за минувший год в архивах, музеях, библиотеках волонтеры храма вместе с его клириком – руководителем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря священником Сергием Чураковым – было колоссальным. Оно, что называется, обрушилось на «златоустинцев», и потребуется немалое время на его систематизацию и изучение.
Подробно об этом массиве рассказала в отчете «Находки и открытия 2017 года в истории Московского Златоустовского монастыря» секретарь Центра А.П. Хондзинская. Она называла и называла эти бесценные находки: новые артефакты, копии автографов настоятелей монастыря – священномученика Петра (Полянского), признанного Архиерейским собором после кончины Патриарха Тихона Местоблюстителем Патриаршего престола; священноисповедника Феодосия (Ганицкого), хиротонисанного в 1920 году в епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии; письма, анкету насельника монастыря, фотографии, открытки разных времен, прямо или косвенно связанные с обителью. Все это стало экспонатами выставки, приуроченной к нынешней конференции. Но главное – были найдены материалы, по которым можно представить монашескую жизнь в небольшой тихой городской обители, куда приходили подвизаться люди определенного склада, склонные к подвижничеству. Одним из них стал иеромонах Исихий, будущий старец (в схиме Иоанн). Анастасия Павловна высказала слова благодарности братии Святогорской Успенской лавры, приславшей в прошлом году послужные списки и жизнеописание старца, который 20 лет был в Лавре послушником, затем принял монашеский постриг. В Златоустовском монастыре он вел аскетический образ жизни, и его духовная опытность привлекала многих верующих Москвы. Отца Исихия назначили духовником сестер Ивановского монастыря и Казанской Головинской пустыни. Пострижение его в великую схиму происходило за поздней Литургией при огромном стечении народа, и восприемным отцом новопостриженного иеросхимонаха Иоанна пожелал быть один из самых выдающихся иерархов Сербской Православной Церкви митрополит Сербский Михаил (Йованович), очень почитавший святителя Иоанна Златоуста…
Будущий старец пришел в московскую обитель при кротком, тихом архимандрите Григории (Воинове), которого высоко ценил митрополит Московский Филарет (Дроздов) за его трудолюбие и проявлял о нем отеческую заботу. Архимандриту Григорию предлагался на выбор хотя и заштатный, но богатый Сретенский монастырь, однако он предпочел Златоустовский: «Моему сердцу, – писал он, – была слишком дорога обитель святителя Иоанна Златоуста, вселенского учителя, творениям которого я усердно внимал с отроческих лет. Благодать воссияла, как огонь от уст его». Свой доклад «Архимандрит Григорий – настоятель и летописец Златоустовского монастыря» священник Сергий Чураков назвал некой попыткой обрисовать образ отца Григория как настоятеля, который вложил всю душу в это святое место и обессмертил память о нем. На протяжении шести лет он стоял во главе монастыря любимого святителя, благоукрашая и обновляя ее, разрабатывая монастырский архив. Затем был назначен настоятелем Высоко-Петровского монастыря и позже – Спасо-Андроникова. Человек, в котором, по словам одного из бывших настоятелей Златоустовской обители архиепископа Леонида (Краснопевкова), много чистоты детской и душевной красоты, оставил в наследие драгоценные летописные сведения о трех названных монастырях, а также исторические очерки и портреты, которые до сих пор являются отправной точкой для всех исследователей того периода. Более системного источника – и такого большого по объему и содержанию – никто не создал, поэтому современные историки и припадают к этому источнику. Отец Сергий использовал в докладе много цитат из творений архимандрита Григория, чтобы, сказал он, участники форума смогли услышать тихий спокойный голос, зазвучавший вновь сквозь толщу времен… Сквозь толщу времен звучали голоса и проступали образы других настоятелей. Выходцев из разных сословий. Высокообразованных и простецов. О целой плеяде рассказала в своем докладе «Преемственность. Настоятели Борисоглебского монастыря в Дмитрове и Златоустовского монастыря в Москве» И.В. Пятилетова, журналист, писатель, автор книг по истории Русской Православной Церкви. Она подробно остановилась на том периоде, когда настоятели из древнего Борисоглебского монастыря в Дмитрове, духовно там возросшие, назначались сюда, в Златоустовскую обитель в столице.
Конференция помогла увидеть, проанализировать и главные этапы развития монастыря, и представила широкую палитру судеб ее насельников. Один из наиболее ярких штрихов в этой палитре был высвечен в докладе « Служение морского духовенства на примере деятельности иеромонаха Авеля (Иванова), участника Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича», который прочитал студент 4-го курса исторического факультета ПСТГУ С.С. Синг. Около 10 златоустинских иеромонахов несли в разное время послушание на кораблях, окормляя матросов и офицеров. Совершали Божественные литургии, молебны, требы. Часто – отпевания, потому что немало людей погибало в морской стихии. На насельника Златоустовского монастыря иеромонаха Авеля, направленного на строящийся броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» (долгое время он потом был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире), легла колоссальная нагрузка. Исповедовать и причащать ему приходилось от 700 до 1000 человек эскадры, в состав которой входил броненосец, а также проводить службы в российских поселениях за границей. Многими государственными наградами был удостоен батюшка, незабвенно служивший Родине и совершивший два кругосветных морских путешествия. Будущий Император Николай II пожаловал корабельному священнику золотой с цепочкой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. К сожалению, по словам Созонта Сингха, у нас пока нет капитальной работы, посвященной служению священнослужителей на кораблях. А между тем и будущий Патриарх Сергий (Страгородский) тоже был судовым священником! Но, может, доклад студента ПСТГУ С. Сингха и доклад секретаря Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря А.П. Хондзинской, посвященный служению златоустовских иеромонахов на морских кораблях (прочитан на IV Златоустовских чтениях), станут началом серьезной разработки столь значимой темы?
«И память их в род и род…»
Отличительной чертой V Златоустовских чтений стало то, что география участников форума расширилась: если прежде выступали только москвичи, то нынче мы услышали доклады исследователей из четырех городов – Воронежа, Саратова, Дмитрова, Коломны. Один особенно «задел за живое» организаторов форума и других москвичей – это доклад воронежца, кандидата исторических наук Н.А. Комолова «Государственная деятельность Ф.М. Апраксина на юге России в первой четверти XVIII века». Радостно было услышать, как чтится в Воронеже память главного ктитора обители генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Надежный исполнитель замыслов и самых серьезных проектов Петра I он вместе с ним изучал за границей морское дело и помогал Императору возводить верфи и строить корабли в родном Отечестве, а потом возглавил Адмиралтейский приказ. Там, где начались его подвиги по созданию военно-морского флота России и где он, человек глубокой веры, предположительно общался с будущим святителем епископом Митрофаном Воронежским, сегодня его имя носит улица и набережная. На созданной им адмиралтейской школе установлен памятный знак. В Успенском Адмиралтейском соборе появилась мемориальная доска в память об Апраксине. Это – в Воронеже. А в Москве… В1728 году Федор Матвеевич, много потрудившийся для блага этой обители, обрел последнее пристанище в родовой усыпальнице Апракисных под сенью Златоустовского монастыря, где в 1667 году он похоронил своего отца, убитого калмыками и башкирами. Но могила выдающегося флотоводца, ревностного покровителя обители утрачена, как и могилы других представителей славных российских родов. И только священники храма Космы и Дамиана на Маросейке вместе с прихожанами творят на этом забытом попранном месте заупокойные молитвы. Настоятель храма протоиерей Федор привел такой факт: в 1632 году в монастыре поставили храм и снабдили его всей необходимой утварью Конон, Петр, Андрей и Никита Апраксины. Это была жертва обители, сопровождавшаяся просьбой поминать по монастырскому чину, «пока стоит обитель сия», всех из их рода, кто будет тут похоронен: «на гробы с кадилом выходить». «Мы ее выполняем, – сказал отец Федор. – В Апраксинский день идем на место захоронения, где раньше стояла Благовещенская церковь, и ходим с кадилом, служим заупокойное богослужение». Потомственная графиня Е.В. Апраксина, прямой потомок ктиторов Златоустовской обители, обратившись к организаторам конференции, с искренним чувством сказала, что, бывая на Златоустовских чтениях, она видит, сколько сил и любви священники и миряне вносят в дело сохранения памяти о монастыре и о людях, в нем похороненных.
На втором этаже уцелевшего монастырского корпуса открыта молельная комната, для которой написаны несколько икон. Прежде всего – икона святителя Иоанна Златоуста, полностью повторяющая стиль и размер утраченной монастырской иконы (оклад сохранился). Великим постом 2016 года торжественно была установлена новонаписанная икона Божией Матери «Знамение», копия чудотворной иконы, главной святыни обители в ней. И с тех пор каждую пятницу здесь проходят водосвятные молебены святителю Иоанну Златоусту с чтением акафиста (установленные еще святителем Филаретом). Еще одно важное новшество – в 2016 году прихожане храма Космы и Дамиана возобновили поминовение усопших по монастырскому синодику, в котором указано «совершать поминовение вовек». Написана и другая икона «Знамение»: рядом с Пресвятой Богородицей изображены ктиторы обители – ее Небесный покровитель святитель Иоанн Златоуст и названный при рождении в честь него первый Государь всея Руси Иоанн III, при котором Русь стала Россией. В руках Иоанн III держит изображение первого каменного храма, построенного им в Златоустовском монастыре. Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря самоотверженно занимается архивными поисками, поисками артефактов, и все же главным направлением его деятельности является продолжение молитвенной жизни в стенах святой обители. Да и не только в этих стенах. Так в минувшем году в преддверии Родительской субботы возле места захоронения архимандрита Григория (Воинова) в Спасо-Анндронниковом монастыре, около склепа, находящегося с северо-западной стороны Знаменского храма, была совершена краткая заупокойная лития по отцу-архимандриту и его родному брату иеромонаху Серафиму, похороненному тут же…
Зачем монастырю археология?
По наблюдениям заведующего Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, члена-корреспондент РАН, доктора исторических наук Л.А. Беляева, «Златоустовские чтения» быстро набирают научный уровень. Нельзя не отметить, что и само участие известного российского ученого, прочитанный им доклад «Археология московских монастырей. Общий обзор» придали конференции вес. Леонид Андреевич подчеркнул, что он считает правильным на таком форуме показать ситуацию, которая сложилась с археологическим изучением монастырей Москвы за сорок лет. Почему именно за этот срок? Потому что в конце 70-х годов прошлого века начались серьезные археологические исследования московских монастырей. Прозвучала интересная информация: к началу Октябрьской революции 1917 года в Москве было 25 монашеских общин. В 20-30-е годы большинство их подверглось закрытию, уничтожению. А в конце 70-х годов три обители стали объектами археологических исследований: Высоко-Петровский, Богоявленский и Данилов монастыри. И на сегодняшний день уже 14 московских монастырей входит в это число! Что конкретно дают Церкви исследования и работа по сохранению церковных памятников, было показано на примере целого ряда обителей, начиная с Данилова монастыря, находящегося в том месте, где, по словам Л.А. Беляева, располагалось древнейшее славянское поселение Москвы, которое можно датировать X-XI веками, и заканчивая Зачатьевским монастырем и «сотворением» в нем первого в России подземного церковно-археологического музея.
Большой резонанс как у научного мира, так и у мира церковного вызвало обнаружение захоронения греческого просветителя второй половины XVIII века архиепископа Никифора (Феотокиса). Полтора года археологи по благословению руководства обители искали могилу подвижника веры и благочестия, который восемь лет был настоятелем Данилова монастыря и почил в обители. Могила после его кончины в 1800 году стала местом паломничества, однако после разрушения монастырского кладбища в 30-х годах XX века была утрачена. И вот весной 2007 году археологи нашли ее, что открыло новый этап в истории исследований монастырского некрополя. Интересным назвал ученый опыт виртуального восстановления некрополя XVIII-XIX веков, сделанного по специальной методике в начале 2000-х годов и позволившего расположить все могилы, находившиеся там на момент сноса. Что касается Зачатьевской обители, то в «короткой прогулке по монастырям», как охарактеризовал свой доклад Л.А. Беляев, он уделил ей особое внимание. Леонид Андреевич рассказал, что археологические работы, начавшиеся там, на Остоженке, в 2003 году и продолжающиеся до сего времени, помогли определить специалистам: на этом месте прежде был монастырь преподобного Алексия, человека Божия – самый древний женский монастырь в Москве. Ценными находками стали сотни и сотни церковных изделий, изделий керамических и богатый нумизматический материал. Исследователи также нашли плиты надгробий разных веков, в том числе и древнейшие, второй половины XIV века. При этом им неоднократно задавали вопрос: почему вы считаете, что когда-то здесь был монастырь? Может, просто стояла церковь, а возле нее – погост? Все решили, по словам Л.А. Беляева, надгробия XVI века с именами схимонахинь. Таких надгробных плит оказалось очень много. Значит, все-таки монастырь?! Снова у археологов допытывались: может, какой-то больничный монастырек, а не Алексеевский? Весомым аргументом в пользу последнего стала надпись на одной из плит: преставился поп Иоанн алексиевский. Логично, что священника похоронили на кладбище монастыря, в котором он служил. А подземный музей с огромным количеством экспонатов (более тысячи), представляющих большую ценность как для науки, так и для Православной Церкви, находится в подклете нового собора, органично вписавшегося в облик древнего монастыря. Он занимает огромные по площади нижние помещения, отделенные от собора специальной плитой… Участников форума, в особенности его организаторов – клириков храма на Маросейке и Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, объединившего людей самых разных профессий (богословов и археологов, историков и архитекторов, иконописцев, краеведов, музейных работников, иконописцев), вдохновило пожелание крупнейшего специалиста по московской археологии Беляева поскорее получить официальный статус историко-религиозного достопримечательного места «Московский Златоустовский монастырь». Получить и затем – как следующий необходимый шаг – войти в обойму монастырей, являющихся объектами серьезных археологических исследований. А в перспективе – создать церковно-археологический музей. «Зачатки для этого явно есть, – сказал Леонид Андреевич. – Мне кажется, здесь все должно получиться».
***
Второй день V Златоустовских чтений традиционно был посвящен изучению наследия святителя Иоанна Златоуста, вошедшего в сокровищницу святоотеческой мысли. Ученые, священнослужители раскрывали образ непоколебимого защитника Церкви от ересей, расколов и лжеучений. Докладчики показывали глубину и актуальность богословских трудов автора Божественной литургии, совершаемой на всех языках, на которых проповедовано Православие. Остается добавить, что сегодня в нашей стране нет ни одного действующего монастыря, посвященного всемирно почитаемому святителю. Но есть в Москве энтузиасты, взявшие на себя великую ответственность – возродить память о святой обители, которая за пять веков своего существования взрастила большое число земных ангелов, как называл монахов старец Псково-Печерской лавры архимандрит Серафим (Розенберг). Отец Серафим говорил, что монах – это Ангел, призванный стяжать бесстрастие и память смерти. И что монашеским чином пополняется отпадший чин Ангелов… Кто из монашествующих украсил Московский Златоустинский монастырь своими подвигами на пути к внутреннему совершенству, сумел стяжать бесстрастие и память смерти? Многие открытия сделаны, а многие еще впереди!