Шариат по-индийски - Мусульмане Индии борются за право на собственные законы
События
Битва за шариат
В 2002 году Шайяру выдали замуж за богатого торговца из Аллахабада по имени Ризван. Он ежедневно избивал жену, заставлял принимать гормональные контрацептивы, вынудил сделать шесть абортов. Не выдержав такой жизни, Шайяра сбежала к родителям в Кашипур. Ризван прислал ей телеграмму, где сообщал, что трижды произнес слово «талак» (развод), и теперь Шайяра вольна жить как пожелает. Никаких денег он ей не выплатит, их общие дети — 13-летний сын и 11-летняя дочь — останутся в доме Ризвана, и она их больше никогда не увидит.
В отличие от миллионов других индийских мусульманок, попавших в подобную ситуацию, Шайяра не смирилась, а обратилась в Верховный суд, требуя отменить объявленный Ризваном развод. Процесс вызвал большой резонанс: если домохозяйке удастся отстоять свои права, под угрозой окажутся нормы исламского права, уже более пяти веков регулирующие жизнь всего мусульманского сообщества Индии. Основная битва разворачивается вокруг двух положений шариата: полигамии и так называемого «тройного талака» — правила, согласно которому после того, как мужчина трижды произнесет «талак», супруги считаются в разводе и не смогут сойтись до тех пор, пока женщина не выйдет замуж за другого, не вступит с ним в половую связь и не разведется опять. Оба этих правила давно отменены в соседних мусульманских странах — в Пакистане и Бангладеш, но в Индии действуют до сих пор.
Феминацисты против мулл
Шайяру поддержали различные организации по защите прав женщин, журналисты и гражданские активисты, а также большинство населения Индии, которому надоело, что вторая по численности община страны живет по средневековым законам и отказывается признавать нормы светского права. Это регулярно приводит к скандалам — так, в 2013 году, несмотря на протесты мусульманской общественности, был осужден юноша, увезший из родительского дома 17-летнюю девушку против ее желания. Его обвинили в похищении и изнасиловании, хотя в шариате девушку можно выдавать замуж сразу по достижении половой зрелости, а семьи похитителя и жертвы договорились замять скандал.
В защиту Ризвана выступили богословы из Всеиндийского комитета по защите мусульманского персонального законодательства — консервативного органа, созданного еще в 1973 году и прославившегося оправданием детских браков и критикой всеобщего бесплатного образования.
По мнению мулл, нельзя просто взять и отменить шариат. Если гражданский кодекс Индии — дело рук человеческих, то нормы исламского права ниспосланы непосредственно Аллахом. Правительство страны, будучи органом временным, не может ликвидировать то, что установлено свыше. Шариат, утверждают богословы, — ключевой символ идентичности мусульманской общины Индии, его отмена — нарушение конституции, гарантирующей свободу религии.
Богословов поддержали многие рядовые члены мусульманской общины. «В нынешние дни судьи, одержимые феминацизмом, выносят решения в пользу женщин, зачастую отдавая им детей при разводе, — сетует на одном из форумов индийский мусульманин под ником Хайдер Хан. — Феминацисты требуют отменить полигамию, забывая, что в Индии она практиковалась с давних времен. У бога Кришны было 16 тысяч жен, а они хотят нас лишить законных четырех».
Страна правового плюрализма
В каждом религиозном сообществе Индии всегда следовали собственным правовым нормам: христиане — Библии, индусы — древним законам, которые трактовали брахманы, мусульмане — шариату. Англичане, колонизировавшие Индию, старались как можно меньше вмешиваться в обычаи туземцев, ликвидируя лишь самые пугающие из них — типа сати (самосожжения жены после смерти мужа).
Однако после подавления восстания сипаев и низложения последнего Великого Могола англичане перестали церемониться с местными традициями и принялись активно цивилизовать Индию — в меру собственного разумения, конечно. Еще в 1856 году индусским вдовам разрешили повторные браки. И дальше колониальная администрация продолжала в том же духе, с каждым годом давая женщинам все больше прав — на имущество в браке, на наследование собственности после смерти мужа, на образование. В основном британцы экспериментировали с индусской общиной — самой многочисленной в стране. В дела мусульманских каст и кланов, из которых в основном набирались солдаты в колониальную армию, администрация предпочитала не влезать.
Сразу после обретения Индией независимости индусы, христиане и мусульмане получили свои нормы гражданского права, касающиеся вопросов брака и наследования. Это рассматривалось как способ защиты идентичности общин и обеспечения конституционного права граждан страны исповедовать свою веру. При этом Индия оставалась светской республикой...
Продолжение lenta.ru
В 2002 году Шайяру выдали замуж за богатого торговца из Аллахабада по имени Ризван. Он ежедневно избивал жену, заставлял принимать гормональные контрацептивы, вынудил сделать шесть абортов. Не выдержав такой жизни, Шайяра сбежала к родителям в Кашипур. Ризван прислал ей телеграмму, где сообщал, что трижды произнес слово «талак» (развод), и теперь Шайяра вольна жить как пожелает. Никаких денег он ей не выплатит, их общие дети — 13-летний сын и 11-летняя дочь — останутся в доме Ризвана, и она их больше никогда не увидит.
В отличие от миллионов других индийских мусульманок, попавших в подобную ситуацию, Шайяра не смирилась, а обратилась в Верховный суд, требуя отменить объявленный Ризваном развод. Процесс вызвал большой резонанс: если домохозяйке удастся отстоять свои права, под угрозой окажутся нормы исламского права, уже более пяти веков регулирующие жизнь всего мусульманского сообщества Индии. Основная битва разворачивается вокруг двух положений шариата: полигамии и так называемого «тройного талака» — правила, согласно которому после того, как мужчина трижды произнесет «талак», супруги считаются в разводе и не смогут сойтись до тех пор, пока женщина не выйдет замуж за другого, не вступит с ним в половую связь и не разведется опять. Оба этих правила давно отменены в соседних мусульманских странах — в Пакистане и Бангладеш, но в Индии действуют до сих пор.
Феминацисты против мулл
Шайяру поддержали различные организации по защите прав женщин, журналисты и гражданские активисты, а также большинство населения Индии, которому надоело, что вторая по численности община страны живет по средневековым законам и отказывается признавать нормы светского права. Это регулярно приводит к скандалам — так, в 2013 году, несмотря на протесты мусульманской общественности, был осужден юноша, увезший из родительского дома 17-летнюю девушку против ее желания. Его обвинили в похищении и изнасиловании, хотя в шариате девушку можно выдавать замуж сразу по достижении половой зрелости, а семьи похитителя и жертвы договорились замять скандал.
В защиту Ризвана выступили богословы из Всеиндийского комитета по защите мусульманского персонального законодательства — консервативного органа, созданного еще в 1973 году и прославившегося оправданием детских браков и критикой всеобщего бесплатного образования.
По мнению мулл, нельзя просто взять и отменить шариат. Если гражданский кодекс Индии — дело рук человеческих, то нормы исламского права ниспосланы непосредственно Аллахом. Правительство страны, будучи органом временным, не может ликвидировать то, что установлено свыше. Шариат, утверждают богословы, — ключевой символ идентичности мусульманской общины Индии, его отмена — нарушение конституции, гарантирующей свободу религии.
Богословов поддержали многие рядовые члены мусульманской общины. «В нынешние дни судьи, одержимые феминацизмом, выносят решения в пользу женщин, зачастую отдавая им детей при разводе, — сетует на одном из форумов индийский мусульманин под ником Хайдер Хан. — Феминацисты требуют отменить полигамию, забывая, что в Индии она практиковалась с давних времен. У бога Кришны было 16 тысяч жен, а они хотят нас лишить законных четырех».
Страна правового плюрализма
В каждом религиозном сообществе Индии всегда следовали собственным правовым нормам: христиане — Библии, индусы — древним законам, которые трактовали брахманы, мусульмане — шариату. Англичане, колонизировавшие Индию, старались как можно меньше вмешиваться в обычаи туземцев, ликвидируя лишь самые пугающие из них — типа сати (самосожжения жены после смерти мужа).
Однако после подавления восстания сипаев и низложения последнего Великого Могола англичане перестали церемониться с местными традициями и принялись активно цивилизовать Индию — в меру собственного разумения, конечно. Еще в 1856 году индусским вдовам разрешили повторные браки. И дальше колониальная администрация продолжала в том же духе, с каждым годом давая женщинам все больше прав — на имущество в браке, на наследование собственности после смерти мужа, на образование. В основном британцы экспериментировали с индусской общиной — самой многочисленной в стране. В дела мусульманских каст и кланов, из которых в основном набирались солдаты в колониальную армию, администрация предпочитала не влезать.
Сразу после обретения Индией независимости индусы, христиане и мусульмане получили свои нормы гражданского права, касающиеся вопросов брака и наследования. Это рассматривалось как способ защиты идентичности общин и обеспечения конституционного права граждан страны исповедовать свою веру. При этом Индия оставалась светской республикой...
Продолжение lenta.ru