Семейные духи-покровители представляли собой либо фигурки из дерева, металла или ткани, либо случайно обнаруженные предметы необычной формы. Ханты изготавливали антропоморфные фигурки в особых случаях, например при образовании новой семьи или отселении отца от сына, и передавали их по наследству. Духам-покровителям приносили жертвы, в том числе, их наряжали в жертвенную одежду и обувь.
В Российской империи начиная со второй половины XVIII века в качестве форменной военной и ведомственной одежды (ее верхней части) часто использовались суконные двубортные сюртуки, кафтаны или мундиры с двумя рядами металлических пуговиц. Во второй половине XIX века сравнительно дешевые сюртуки стали вытеснять другие виды форменной одежды.
В новом исследовании Богордаева проанализировала этнографическую литературу, а также результаты этнографических экспедиций 2005-2010 годов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в ходе которых исследователи описывали изображения духов-покровителей северных хантов и пожертвованную им одежду.
Оказалось, что одежда в святилищах делится на два типа: форменные сюртуки или мундиры, и одежда, сшитая самими хантами, имитирующая форменную. Так, этнографы находили среди жертвенной одежды солдатские кафтаны XVIII столетия с галунами и пуговицами, а также сюртуки XIX века. Когда одежда духов изнашивалась, им шили новые предметы костюма, обуви или головных уборов по образцу старых. Например, суконный халат, украшенный металлическими пуговицами в два ряда с воротником-стойкой или куртка с длинными рукавами и галуном из тесьмы. По мнению Богордаевой, «форменную» одежду отличали нашитые вдоль края металлические бубенчики или пуговицы, иногда с эмблемой ведомства или государственной атрибутикой. Именно они служили признаком высокого статуса. «Если этот знак соотносился с традиционной символикой хантов, то такие пуговицы наделялись более высоким статусом; по возможности их выменивали, покупали и использовали для украшения одеяний фигурок духов-покровителей», — отмечает исследовательница.