В Москве состоялся круглый стол о перспективах христианского единства
События

Организатор и ведущая встречи, руководитель молодежного христианского клуба «Осанна» Карина Черняк предложила проанализировать тот путь, который прошли христиане в России на пути к заповеданному Богом единству. Будучи духовной дочерью Александра Меня, она вспомнила, что первые шаги в этом направлении были сделаны именно им: в 1970-80 гг., невзирая на запреты, он и его духовные чада встречались с католиками и протестантами из разных стран. Многие из гостей тайно привозили в Россию запрещенное тогда Священное Писание, другие книги духовного содержания. «Тогда мы учились друг у друга, помогали друг другу, молились за тех, кого сажали», — вспоминала Карина Черняк. От имени всех собравшихся она выразила благодарность «западным братьям»: католические и протестантские организации разных стран оказывали огромную помощь в возрождении Русской Православной Церкви, внося свой вклад в издательские, образовательные, миссионерские проекты, в восстановление храмов и монастырей, и эта помощь не забыта православными.

Вместе с тем было отмечено, что тот «общий пресс, под которым находились все христиане в СССР», сплачивал их. Наступившая религиозная свобода привела к тому, что христиане разных конфессий стали отдаляться друг от друга. «Свобода оказалась испытанием, но это естественно: в условиях свободы все стали "строить собственные дома". Важно, чтобы это не переросло в неприятие», — считает Ирина Языкова, которая еще в начале 1970-х гг. была членом христианской экуменической общины Сандра Риги. По словам выступавшей, экуменически настроенные христиане никогда не стремились «разрушить конфессиональные границы, сделать что-то "среднее арифметическое", но они всегда находят возможность общего служения». Одним из первых таких опытов была миссия «Волга» — совместная миссионерская поездка христиан разных конфессий по поволжским городам в 1992 г. Одна из участников миссии, прихожанка храма cвв. Космы и Дамиана, художник и преподаватель Лилия Ратнер вспоминала, что в акции, организованной финскими протестантами, не было никакого протестантского прозелитизма: «Мы просто учились говорить с людьми о Христе».

Участники встречи говорили о том, в каких областях сейчас возможно плодотворное межконфессиональное сотрудничество. Так, председатель Отдела внешних связей Российского союза Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) Виталий Власенко ожидает продолжения работы возобновленного Христианского межконфессионального консультативного комитета России, первое заседание которого после большого перерыва состоится 4 февраля и будет посвящено проблемам семьи. В связи с этим руководитель детских программ Союза ЕХБ Ирина Митрофанова рассказала о том, что недавно впервые, по благословению архиепископа Илариона, в одном из московских православных приходов прошел совместный рождественский праздник для детей из православных и баптистских семей. «Сейчас для совместной работы с детьми и молодежью есть масса возможностей», — отметила она.

Ирина Мартьянова, имеющая большой опыт организации детских и молодежных международных межконфессиональных лагерей, считает эту область взаимодействия наиболее эффективной: «В таких лагерях мы не работаем только на нашу конфессию, мы вместе говорим о Христе, и это помогает молодым людям найти общий язык».

Со своей стороны, тему семейного служения продолжил Александр Клименюк — представитель братства супружеских пар «Кана». Оно возникло в рамках французской общины «Chemin Neuf» («Новый путь»), основано изначально на католической духовности, но в России представлено, в основном, православными семьями, которые помогают друг другу в разных областях христианского служения.

Для филолога профессора Ирины Багратион-Мухранели наиболее близка тема сотрудничества христиан в области культуры и просвещения. Лучшим примером такого взаимодействия она считает служение экуменической общины в Бозе (Италия), члены которой любят православие, изучают его и ставят перед собой задачу представить православие западному миру. Этому служат ежегодные международные конференции в Бозе, на которых всегда желанными гостями оказываются православные из России. Об этом, а также об экуменической общине Тэзе (Франция), о Крестовоздвиженском монастыре (Шеветонь, Бельгия), о международном христианском движении «Фоколяре» стоит рассказывать студентам и школьникам в светских учебных заведениях, и для многих из них этот опыт откроет совершенно неведомую ранее область межхристианского взаимодействия, полагает Багрантион-Мухранели.

В духовных учебных заведениях разных конфессий также необходимо «раздвинуть рамки, дать учащимся представление о традициях инославных христиан», считает преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея и Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. Говоря о межконфессиональном общении, она отметила: «Понятны опасения некоторых, что инославные будут перетягивать к себе, но есть такие области, где мы можем без опаски интересоваться и восхищаться дарами друг друга». Реальный пример того, как избежать «перетягивания»-прозелитизма, привел пастор Виталий Власенко: он упомянул договоренность о «прозрачном диалоге», которая была достигнута недавно между баптистами и архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном о сферах сотрудничества.

Самым насущным и доступным направлением сотрудничества христиан является социальное служение, уверен диакон Сергей Старокадомский, клирик одного их подмосковных храмов. По его словам, большой опыт католиков и протестантов в этой сфере может быть очень полезен православным в России, поскольку надо признать, что «в нашей православной духовности файл милосердного служения пока не разархивирован». Тему продолжила представитель московской группы друзей Общины св. Эгидия Светлана Файн, которая рассказала об итальянском опыте служения бедным и бездомным, который теперь осваивается в России.

Весьма перспективными участники круглого стола считают также сотрудничество христиан в области культуры, СМИ. Что касается культуры, то пример не заставил себя ждать: в ходе круглого стола было объявлено, что в рамках Недели молитв о христианском единстве в Москве, в Центральном Доме работников искусств, 24 января в 16-00 состоится концерт — приношение ради христианского единства «Едиными устами, единым сердцем» (в программе — классическая и джазовая музыка, поэзия, христианская бардовская песня).

Для всех участников встречи было очевидно, что диалог и сотрудничество христиан разных конфессий может успешно продолжаться. «В течение двух предстоящих лет мы будем отмечать Пасху в один и тот же день – очевидно, что это не случайно», — сказала, подводя итоги встречи, Карина Черняк.
 

Другие публикации на портале:

Еще 9