Антропологический выпуск №3. Сознание в сетке целей
События

Часть 1. Сознание в сетке целей

 

Управление человеком происходит через сложную систему целей, которая почти неотделима от самого человека. Цивилизация определяет эти цели как, с одной стороны, достижимые, с другой — требующие большого временного и эмоционального ресурса (а именно время и эмоции подлежат контролю). Эти цели визуализированы массмедийной культурой и представлены через сетку брендов, которая формирует понятие «качества жизни». Определенная «картина счастья», определенный тип партнера, стандарт отдыха, марка машины или одежды — все это очень важно с позиций концепции «маяков» («маяк» — специально разработанный термин, который будет описан позже). Причем, некоторые маяки должны быть недостижимы в принципе, исходя из текущего статуса конкретного человека. Это мотивирует его на рывок — крайне сложное усилие, чтобы перейти на другой уровень, где система целей трансформируется. Вернее, структурно все остается тем же самым, однако меняются узелки этой структуры, их конкретное наполнение. Появляются новые бренды, новые картинки и новые пути движения к ним.

 

Допустим, рывок удается: человек вскакивает в социальный лифт и оказывается значительно выше своей прежней позиции. Но на каком бы этаже он не вышел, его обзор устроен, за некоторыми исключениями, одинаково. Он видит перед собой плоскость своего уровня — это для него основное жизненное пространство. Цели здесь реальны, хотя и неравномерны по энергии затрат. Он также видит под собой уровень, с которого он поднялся и на который может вновь упасть. Этот сектор обзора формирует его фобии — явный или фоновый, осознанный или неосознанный, но почти постоянный страх оказаться лузером и вернуться к исходной позиции. Наконец, задрав голову, он обозревает, подобно звездному небу, мир недостижимого, который, сразу заметим, своим отблеском наполняет светом и близкое пространство (потому что достижимая цель должна быть чем-то похожа на недостижимую).

 

Единственное, на что взгляд человека практически не направлен, это на самого себя.

 

Алексей Фирсов, руководитель Центра социального проектирования «Платформа»

Источник actualcomment.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9