Новые аргументы против теистической эволюции: интервью с д-ром Дж. П. Морлэндом
События
Не так давно мне представилась возможность побеседовать с ним о новой книге, Theistic Evolution: A Scientific, Philosophical and Theological Critique («Теистическая эволюция: научная, философская и богословская критика»), которая должна вот-вот выйти из печати. Если вы следите за ходом дискуссии о точках соприкосновения науки и веры, то вам непременно нужно приобрести эту книгу, прочесть ее и обсудить с другими. А пока суть да дело, предлагаю вашему вниманию короткое интервью с профессором Морлэндом.
ШОН МАКДАУЭЛЛ: Что именно на данном этапе Вашей карьеры побудило Вас стать одним из редакторов столь объемистого (более тысячи страниц) сборника, критикующего теорию теистической эволюции?
Д-Р МОРЛЭНД: В моем возрасте каждый день осознаешь, что тебе осталось меньше времени, чем прежде, и хочешь использовать оставшееся время с максимальной пользой. И, как показало недавнее исследование Барны, одна из основных шести причин, по которым люди (в особенности молодые) уходят из церкви, заключается в том, что церковь отстает от современных научных изысканий и не учит верующих, как вести диалог с наукой. Прискорбно то, что ученые-христиане только этим и занимаются, и качество христианской литературы становится все лучше, если говорить о доказательствах того, что Библия права, и что теории теистической и натуралистической эволюции в богословском, философском и научном отношении не могут соперничать с теорией разумного замысла. Однако христиане об этом не догадываются, и поэтому мы с несколькими коллегами решили выпустить книгу на эту тему.
МАКДАУЭЛЛ: Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в споре относительно теистической эволюции, креационизма и разумного замысла?
МОРЛЭНД: Как недавно сказал мне Уильям Дембски, теория разумного замысла победила теории теистической и натуралистической эволюции, но не смогла положить конец войне. Почему? Потому, что, к сожалению, люди формируют свои мнения, ориентируясь на то, находят ли те или иные идеи поддержку в уважаемых университетах. А сторонникам теории РЗ до сих пор не удалось убедить хоть один крупный ВУЗ создать исследовательский центр, который бы формулировал и проверял идеи РЗ. Чего они опасаются? Такая реакция результат иррационального стадного мышления и научной нерешительности. Но с точки зрения аргументов, РЗ обладает объяснительной силой и представляет собой прекрасно верифицированную теоретическую систему. При этом все больше светских ученых признают, что дарвинизму все труднее оставаться на плаву.
МАКДАУЭЛЛ: В шапке одной из глав Вы пишете, что эволюция «лишает христиан уверенности в том, что Библия — источник знаний». Что Вы хотели этим сказать, и чем Вы можете обосновать это утверждение?
Теистическая эволюция — ревизионистский подход к Библии, в основе которого лежит мысль о том, что Писанию можно хотя бы частично доверять лишь в том случае, если его толкование постоянно меняется и приводится в соответствие с данными современной науки. Таким образом, теистическая эволюция льет воду на мельницу сциентизма, т. е. идеи о том, что естественные науки — это единственный или самый лучший способ познания действительности. В результате верующие спрашивают себя: что еще придется изменить? Заменить душу мозгом? Признать, что влечение к лицам того же пола обусловлено генами и химическими процессами в мозгу, а потому не может быть безнравственным? Поддерживая сциентизм и нетрадиционное прочтение первых глав книги Бытия, теория теистической эволюции создает культурную среду, которая не способствует серьезному отношению к библейским и богословским утверждениям, и последние приходится слепо принимать на веру.
МАКДАУЭЛЛ: Что отличает Вашу новую книгу от предыдущих книг на ту же тему?
Многие по обе стороны Атлантики уже называют нашу книгу «авторитетной», «лучшей книгой, когда-либо написанной против теистической и натуралистической эволюции», «самой авторитетной критикой теистической эволюции». Она включает в себя главы, написанные двенадцатью всемирно известными учеными из европейских университетов и примерно таким же числом американских ученых, каждый из которых пишет о той области знаний, которой профессионально занимается. Ни один человек в здравом уме, взглянув на регалии авторов нашего сборника, не сможет сказать, что теория РЗ глупа или иррациональна. Возможно, читатели не станут сторонниками теории РЗ, но впредь с их стороны будет нечестно говорить, что эта теория антиинтеллектуальна или является проявлением слепой веры. Все, чего мы просим, — чтобы люди без предвзятости ознакомились с доводами, представленными в книге. Мы, авторы, убеждены, что такое отношение позволит многим читателям изменить свое отношение к теории РЗ.
МАКДАУЭЛЛ: Критики, вероятно, скажут, что эта книга доказывает антинаучность христианства. Так ли это? Что бы Вы ответили на такие упреки?
Было бы глупо назвать нашу книгу антинаучной, поскольку 40% ее содержания — это передовые научные данные, представленные авторитетными учеными, на счету которых множество научных публикаций! Христиане — не противники науки, а противники сциентизма. Более того, наша книга доносит до верующих и неверующих мысль о том, что аргументы в пользу теории РЗ весомы и убедительны, и что аргументы против теистической эволюции очень серьезны. Если у кого-то из слушателей есть друг или родственник, который не может стать христианином из-за эволюции или разделяет идеи теистической эволюции, пожалуйста, дайте им нашу книгу и попросите прочесть ее без предубеждений.