Александр Мраморнов:
Сегодня в программе «Великий Собор» мы обсуждаем тему духовных учебных заведений перед революцией, во время революции, в период проведения Собора. Гость программы – историк Михаил Адамов.
В каком состоянии духовные учебные заведения подошли к этому трагическому году – 1917. Когда открылся Собор и когда он шел – какие ключевые проблемы были в духовном образовании в России?
Михаил Адамов:
К 1917 году духовные учебные заведения подошли в состоянии некоторого успокоения, в сравнении, конечно, с 1905 годом. 1905 – 1907 – там действительно было много открытых восстаний, бунтов, нападений на представителей администраций духовных учебных заведений. К 17 году было несколько спокойнее. Но нельзя сказать, что проблем не было – проблем было достаточно много. В первую очередь, это проблема сословности духовных учебных заведений. Потому что до 90% (до 1913 года это было закреплено даже законодательно) … до 90% обучающихся – это дети священно- и церковнослужителей.
Александр Мраморнов:
То есть несмотря даже на законодательные изменения ситуация не поменялась?
Михаил Адамов:
Не поменялась, потому что это связано с целым рядом других факторов. Среди них – проблема финансирования. Средства брались не только из синодальных средств, но еще и с приходов, с мест. Епархиальные собрании финансировали дополнительно учебные заведения.
Александр Мраморнов:
Правильно ли говорить, что финансирование семинарий происходило двумя путями – из централизованного бюджета и из местного?
Михаил Адамов:
По сути, да.
Александр Мраморнов:
Современная система финансирования семинарий отличается от дореволюционной?
Михаил Адамов:
Современные семинарии вообще отличаются радикально от дореволюционных, какой бы вопрос ни затронуть.
…
Полностью слушайте АУДИО в источнике.