«Бесплатно! Пройдите тест! Узнайте возможности вашего интеллекта…» Еще совсем недавно эти призывы слышались на Невском и сопровождались вручением листовок прохожим.
В центре Петербурга граждане с листовками о «дианетике» и «саентологии», примелькались. Лиговский проспект и Невский, ближе к «Маяковской», – известные места «ловцов душ» по методу Рона Хаббарда. Вам предлагают пройти так называемый оксфордский тест, чтобы понять о вас «глубинное», а по сути – нащупать проблемы и назначить «лечение». Тест составлен так, что проблемы нащупываются у любого…
Прохожие реагируют опасливо. «Стоит дедок с листовками, зовет на тестирование, – говорит москвичка Оксана. – Голос хороший. Если бы не суеверный страх перед сектой, я бы пошла. Знаю, куда зовет. Да и возрастного зазывалу послать трудно».
До недавнего времени слово «саентология» у населения ассоциировалось только с опасностью и вызывало раздражение. Истории бывших последователей, рассказанные ими самими или их родственниками, наводили ужас. Летом, когда грянули аресты, о деятельности саентологов заговорили слишком громко и часто. «Секта», «экстремизм» и «фашизм» – слова, в последнее время обесценившиеся в России.
О том, как именовать деятельность саентологов, спорят и специалисты, и обыватели. А также о том, чего больше в этих арестах: внезапной заботы о духовном здоровье граждан или чего-то другого.
Мифотворец широкого профиля
Впервые статья Рона Хаббарда о дианетике была опубликована в американском научно-фантастическом журнале в 1950 году. Согласно учению, некие «инграммы» – травматические инциденты, которые якобы записываются в «реактивном уме» и негативно влияют на человека. Разрядив или стерев их, человек становится обладателем феноменальной памяти. Ученые и врачи обвинили Хаббарда в мошенничестве и в том, что его учение разрушает нравственность и психику отдельного человека, семью и бизнес. Бывший секретарь Хаббарда писал, что саентология угрожает обществам и государствам, в которых действует: «Методы секты – нарушение законов и прав человека на всех уровнях: от тотального шпионажа до прямых преступлений, таких как похищение людей, содержание их в саентологических тюрьмах и даже убийство».
«Хаббард когда-то писал фантастические романы, – объясняет Евгений Волков, кандидат философских наук, эксперт по психологии влияния и манипулированию. – Он понимал, что люди готовы заплатить деньги за любую дутую идею, главное – грамотно сочинить продукт. Потому его осенило: зачем писать фантастические романы за смешной гонорар, если можно писать романы, выдавая их за научные труды».
Под статью
В апреле 2017-го ФСБ возбудила уголовное дело против руководителей Саентологической церкви Петербурга (не зарегистрированной в качестве религиозной организации). По мнению следствия, саентологи в 2013–2016 годах занимались незаконным предпринимательством, получив доход в размере 280 млн рублей. Позже в деле появились две более тяжких статьи УК РФ: 282-я (возбуждение ненависти либо вражды) и 282.1 (организация экстремистского сообщества). Следствие задержало исполнительного директора Саентологической церкви Галину Шуринову, начальника службы безопасности Анастасию Терентьеву и ее заместителя Констанцию Есаулкову, главного бухгалтера Сахиба Алиева и духовного лидера Ивана Мацицкого. Все они с июня находятся в СИЗО за исключением Есаулковой: суд направил ее под домашний арест.
Фото: пресс-служба УФСБ России по СПб и ЛО
19 октября Невский районный суд Петербурга изменил меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест еще одному обвиняемому – Сахибу Алиеву. По мнению самих саентологов и их адвокатов, причиной возбуждения дела стало участившееся в последние годы преследование религиозных организаций, работающих в России.
Иван Павлов, адвокат, руководитель «Команды 29», ситуацию прокомментировал так: «Саентологов обвиняют в том, что они действовали как незарегистрированная религиозная группа. Вместе с тем им отказывают в регистрации, хотя Европейский суд по правам человека признал этот отказ незаконным. Этот замкнутый круг существует уже более десяти лет. У обвинения нет четкой формулировки, что конкретно им вменяется в вину. Обвинение обрисовывается туманно, но говорится, что действия подпадают под 282-ю (об экстремизме. – Ред.)».
Причастность задержанных к экстремизму, согласно материалам дела, подтверждается видеозаписями проповедей, сделанных адептами Хаббарда, литературой, которую изъяли при обысках в офисе саентологов и в квартирах. В России она признана экстремистской.
Разжигание ненависти или вражды выразилось, как считает следствие, в унижении достоинства адептов-«нарушителей», которых следствие признало социальной группой.
По версии следствия, в период с 2013 по 2016 г. петербургские саентологи незаконно заработали около 280 миллионов рублей. Сами саентологи обвинение считают абсурдным, названную сумму – непонятной. О сумме пожертвований своих прихожан говорят туманно.
В 2014 году ЕСПЧ признал отказы регистрировать российские общины саентологов нарушением Конвенции о защите прав человека. Но через год Мосгорсуд по иску Минюста ликвидировал Саентологическую церковь Москвы, заявив, что ее устав не соответствует закону о религиозных объединениях. Многие религиоведы критиковали экспертизу, представленную суду, однако Верховный суд оставил это решение без изменений.
«Саентологическая церковь существует на пожертвования. Новые члены Церкви не обязаны вносить пожертвования, чтобы начать знакомиться с религией, но могут и поддержать деятельность Церкви – это зависит только от них. Все поступавшие средства оформлялись документально, – рассказала «Новой» Нина Де Кастро, ответственный секретарь церкви саентологии в СНГ. – Для получения пожертвований мы оформили несколько юрлиц и ИП, которые оплачивали все установленные законодательством РФ налоги, сборы и взносы. Сейчас в России порядка 50 религиозных групп и один саентологический центр в Москве».
«Религия богатых»
«Саентологию я определяю как манипулятивно-эксплуатирующую группу, – говорит Евгений Волков. – На Западе используют термин «деструктивный культ», подчеркивая, что люди эксплуатируются и подвергаются манипуляции, поскольку они во что-то фанатично верят».
По мнению Волкова, саентологи делают из своих адептов роботов – процедуры проводятся часами в течение многих дней: человека вводят в транс, и он отвечает на десятки и сотни вопросов. Саентологию часто называют «религией богатых». На самом деле там много небогатых людей, которые фактически работают бесплатно. Они покупаются на обещания, что решатся все их проблемы, что из них сделают «сверхчеловеков». «Деньги, которые они получают, несоизмеримы с доходом других церквей, – продолжает Волков. – Ко мне обращались родные саентологов, которые брали кредиты, продавали что могли, чтобы выплатить долги».
Открытие Саентологической церкви Москвы в 2,5 километрах от Красной площади (2011) // Фото: scientologyrussia.wordpress.com
В приказе Минздрава РФ от 19 июня 1996 № 254 говорится следующее: «Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения».
«В «Этике» саентологов, – рассуждает Волков, – написано, что для них нет никаких законов, правительств, ограничений, совести, морали, если он делает то, что хорошо для саентологии. То есть то, что сейчас происходит с саентологами, это то, что они считают правильным, если бы это делали они. Наказываться должны не организационные виды деятельности, а конкретные поступки – скажем, мошенничество. А саентологи именно им и занимаются. Они берут деньги за заведомо ложные действия. Адептам внушается ненависть к окружающим людям, не саентологам, как биологическому виду. Адептам-то внушается, что они «тетаны». Получается нелепо: человек должен ненавидеть себя как человека и любить себя как «тетана».
В фокусе повышенного внимания
«Последователям Хаббарада удалось зарегистрировать религиозную организацию только в Москве, поэтому в других регионах они ведут свою деятельность как фонды или НКО. Поначалу это не слишком им мешало, но давление постепенно увеличивалось», – говорит Александр Верховский, директор аналитического центра «Сова».
«В нашей стране к саентологам отношение особое, – уверен адвокат Иван Павлов. – Мне кажется, это продиктовано тем, что они «слишком американские»: американская модель поведения, структура организации и так далее. В военное время правосудие уходит на второй план, а на первый выходит «поиск врагов» и политическая целесообразность. Сейчас достается всем, кто готов исповедовать свою религию, ценности, хотя и не совершает ничего противозаконного. Наше законодательство позволяет подогнать под «экстремизм» любую деятельность, которая не нравится властям. Четкого определения «экстремизма» у нас нет. Нормы об экстремизме есть в законодательстве многих европейских стран, но они «спящие». В России сейчас эпидемия дел, связанных с экстремизмом: количество дел, возбужденных по статьям из 29-й главы УК, с 2003 года выросло почти в 30 раз! Эта глава включает в себя такие статьи, как «экстремизм», «государственная измена». Стало ли кругом больше преступников-экстремистов? Думаю, нет».
Обыски в помещениях Саентологической церкви Санкт-Петербурга // Фото: пресс-служба УФСБ России по СПб и ЛО
Светлана Мацицкая, супруга лидера петербургских саентологов Ивана Мацицкого, 12 октября выходила с одиночным пикетом на Малую Садовую с просьбой освободить мужа. 16 октября Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу петербургских саентологов. Евросуд предложил правительству РФ прислать свою позицию по этому делу до 18 января 2018 года. Депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы подписали декларацию в поддержку арестованных российских саентологов.
20 октября питерские саентологи отметили 33-ю годовщину своей ассоциации – аресты арестами, но праздники никто не отменял. А 21 октября двоим из них продлили домашний арест до 5 декабря.
Михаил Смирнов, доктор социологических наук, религиовед:
– Как определить, что такое саентология?
– Саентология – международное объединение последователей учения Л. Рона Хаббарда, состоящее из организаций с разными функциями, но общими взглядами. Исследователи религий классифицируют саентологию в качестве одного из так называемых новых религиозных движений (НРД).
– Какими признаками обладают НРД?
– При всей пестроте НРД есть признаки, отличающие эти движения от исторических сложившихся религий и религиозного сектантства: внеконфессиональное происхождение (формирование на собственной основе, а не в рамках существовавших религий), харизматическое лидерство основателя движения (и признание безусловного авторитета учения основателя после его смерти), эклектичность вероучения (совмещение разнородных элементов из широкого спектра религиозных и светских учений, синтезированных на основе личного творчества основателя движения). Все это присуще и саентологии.
– То есть говорить о саентологии как о секте некорректно?
– Саентология – не секта, ни по происхождению, ни по способу существования. Сектантство – это малые группы последователей какой-либо религии, которые выделяют в учении этой религии только те идеи и практики, которые соответствуют их духовным и жизненным ожиданиям, при этом отвергают все остальное. Они обособляются, а затем выходят из религиозной общности (церкви, конфессии). Сектам обычно присущи замкнутость, интровертивность, стремление максимально ограничить взаимоотношения с религиозным и светским окружением.
НРД не возникают внутри и не выходят из исторически сложившихся религиозных организаций. Они формируются благодаря личной убедительности и харизматичности основателей, сумевших выразить в своей проповеди чьи-то переживания, надежды и чаяния. Большинству НРД – и саентологии в том числе – свойственна высокая пропагандистская активность, стремление экстраполировать свои идеи и деятельность на возможно большее количество потенциальных неофитов. Их эффективность определяется тем, насколько привлекательно и востребованно «духовное предложение».
– Каковы основные принципы движения?
– Религиозный смысл саентологии – признание трансцендентного Бога как Верховного существа. Целью человека считается единение с Богом. Для ее достижения применяются основные практики (называемые технологиями) – обучение и одитинг. Обучение проводится по каноническому набору сочинений и зафиксированных выступлений Хаббарда, которые считаются истинными Писаниями. Они объявлены единственным источником всех саентологических доктрин и практик, а Хаббард воспринимается как основатель саентологии, имеющий исключительный сакральный статус. Одитинг закрепляет воззрения и развивает качества, необходимые для достижения духовного состояния. Это и комплекс вербальных практик и моторики, и терапевтические процедуры, описанные в работах Хаббарда. Индивидуальный одитинг – эквивалент религиозной исповеди. Воскресные службы во всех объединениях саентологов носят открытый характер.
– Насколько саентология популярна в России? И кто становится адептом?
– Называть всех последователей НРД адептами неправомерно. Адепт – это человек, освоивший учение и соответствующие религиозные практики, строящий на них образ жизни. Таковых немного в любой религии. В России реальная популярность саентологии невелика, хотя масштаб ее присутствия старательно завышается по разным причинам как самими саентологами, так и их противниками. Доктрины саентологии – далеко не самые привлекательные и уж точно не оригинальные. И удельный вес их сторонников в религиозном спектре России мал, что не дает оснований видеть в них угрозу российскому обществу.
– Что и кого во взглядах саентологов может смущать сейчас?
– Возникнув в западной среде, саентология несет внешние признаки вестернизации религиозной жизни. Деятельность саентологов по распространению своих взглядов, динамичная и порой навязчивая, контрастна на фоне консервативных представлений о религии. Критики саентологии признают, что это учение содержит собственную картину мира, объяснение человеческой природы и смысла человеческого существования, то есть обладает чертами, присущими большинству религиозных учений. Как вообще любая религия, саентология настаивает на истинности своих положений.
Подавляющее большинство отрицательных оценок саентологии основывается на абсолютизации критиками собственных мировоззренческих, философских, этических, религиозных (в конкретной конфессиональной форме) позиций. По поводу религиозного характера саентологии идут дискуссии в научной литературе, публицистике и конфессиональных изданиях. Сам факт этих дискуссий свидетельствует о различии в критериях отнесения того или иного учения к разряду религиозных.
– Столь пристальный интерес вспыхнул как будто внезапно…
– Проблемы саентологов в России вряд ли связаны с их мировоззрением. Репрессивным действиям в их адрес тихо радуются их религиозные оппоненты, довольные вытеснением малочисленного, но бойкого конкурента с «рынка духовных услуг». Однако я бы не подозревал здесь «заказ» со стороны, скажем, официальных инстанций РПЦ или со стороны «других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России» (словами преамбулы ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Более достоверным представляется демонстрирование правоохранительными органами готовности и способности пресекать любую подозрительную деятельность. Таковой может оказаться сам факт инорелигиозного присутствия в России при нынешних непростых отношениях с зарубежьем.
Источник: novayagazeta.spb.ru