Конференция организована Министерством культуры Российской Федерации в рамках гуманитарного проекта «Русские сезоны» при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, при содействии российского дипломатического представительства в Японии и представительства в Токио Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества).
К участникам конференции обратился Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Японии Е.В. Афанасьев, который в своем приветствии отметил значимость данного церковно-научного форума, ясно подчеркивающего духовные основы российско-японских отношений.
Докладом «Равноапостольный Николай Японский и святитель Иннокентий Московский ― святые, связующие народы» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион открыл работу конференции.
Обращаясь к присутствовавшим, архипастырь подчеркнул:
«Нынешняя встреча дает возможность обратиться к духовным истокам связей России, Японии и Америки ― стран Тихоокеанского региона, в основе чего лежит православная вера, которая была принесена в эту часть мира русскими миссионерами.
Наша встреча в Японии проходит в год 220-летия со дня рождения верного сына Русской Православной Церкви, выдающегося миссионера, прозванного за свои миссионерские труды апостолом Сибири и Америки, святителя Иннокентия Московского. Именно святитель Иннокентий, имея за плечами уже 40-летний опыт апостольского служения, сумел показать совсем еще юному 24-летнему иеромонаху Николаю (Касаткину), в каком направлении прилагать усилия, на чем сосредоточить свои труды, чтобы избранное им служение японскому народу дало положительные результаты.
Святитель Иннокентий начал свой миссионерский путь в 1823 году. Будучи еще женатым священником Иоанном Вениаминовым, он единственный не побоялся трудностей и вместе с семьей отправился на далекий североамериканский континент для просвещения местных жителей. И Господь наградил его не только семью детьми по плоти, но и десятками тысяч духовных детей, просвещенных им светом Христовой веры.
Проповедуя среди малых народов Евангелие, он одновременно изучал их язык и культуру, быт и нравы, их религиозные воззрения. Так, он создал на основе кириллицы алеутский алфавит, составил и опубликовал первый алеутский букварь, сформулировал основы грамматики этого языка, а также перевел на него Евангелие, катехизис и наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения.
После смерти супруги протоиерей Иоанн принял в 1840 году монашеский постриг с именем Иннокентий и епископский сан, продолжая служить делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Без малого полвека отдал святитель Иннокентий апостольскому подвигу в суровых условиях Севера, сопряженному с большими опасностями для жизни».
Митрополит Иларион отметил верность святителя Иннокентия миссионерскому призванию до конца жизни: «Ему было за 70 лет, когда он был переведен на Московскую кафедру, но и там он не оставил своей заботы о миссии… Благодаря поддержке и попечению святителя была учреждена в 1870 году и Японская православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим равноапостольным святителем. В том же году по ходатайству митрополита Иннокентия открыты Якутская и Вилюйская, Алеутская и Аляскинская епархии. Святитель Иннокентий понимал всю необходимость епископского служения для новых миссионерских территорий, на которых воздвизается незримое здание Христовой Церкви, а потому ратовал и за создание отдельной Японской кафедры и о назначении туда епископом архимандрита Николая (Касаткина), но не дожил всего несколько месяцев до этого момента, скончавшись в 1879 году».
Обозревая жизненный путь обоих угодников Божиих, председатель ОВЦС отметил и их вклад в научное знание о культуре и обычаях стран, где Господь судил им проповедовать слово Божие. «Равноапостольный Николай в письме к святителю Иннокентию писал: «Много лет меня… манила на свое поле наука; японская история и вся японская литература ― совершенно непочатые сокровища, — стоит лишь черпать целыми пригоршнями, все будет ново, интересно в Европе, и труд не пропадет даром». И действительно, труды святителя Николая стали новым научным словом в русском востоковедении и подлинным ярким событием в научно-исследовательской литературе того времени», ― отметил архипастырь.
Однако дело проповеди было абсолютным приоритетом, подчеркнул владыка Иларион: «Святитель Николай прилагал все возможные и невозможные усилия для того, чтобы японцы сами создавали свой духовный мир, свою Церковь. В этом его стремлении ярко видна преемственность миссионерской школы святителя Иннокентия (Вениаминова), которую отличали открытость, доступность, простота общения, мягкость и терпимость по отношению к людям, стремление дать простор их творчеству и инициативе».
Свое выступление митрополит Волоколамский Иларион завершил словами Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), который в свое время также послужил делу миссии Православия в Японии: «Православие ― это самое христианство во всей его полноте и простоте… Как дар неба, а не человеческого разума, оно выше мира и не определяется им, а наоборот, собою хочет переродить мир. Следовательно, и здесь, на Востоке, Православие, конечно, может войти… в национальное сознание, как оно могло войти в Европе, и так же станет истинно… японской верой, как в Европе оно стало верой греческой, русской и пр., ― пусть только ничем не возмущается его первобытная чистота».
С докладами о различных аспектах служения святителя Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского выступили глава Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил, архиепископ Сендайский Серафим, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), священнослужители Японской Автономной Православной Церкви, Московской областной, Санкт-Петербургской, Касимовской и Ржевской епархий Русской Православной Церкви, научные сотрудники и преподаватели Института Дальнего Востока Российской академии наук, Токийского университета иностранных языков, Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Московской консерватории, Санкт-Петербургской духовной академии и Николо-Угрешской семинарии.
Для участников и гостей конференции был показан фильм митрополита Илариона «Православие в Японии». Фильм и его версия на японском языке были созданы при участии благотворительного фонда святителя Григория Богослова, который предоставил возможность вручить каждому участнику конференции специально подготовленный диск с кинодокументальным произведением председателя ОВЦС.
В рамках работы конференции митрополит Волоколамский Иларион вручил второму секретарю Посольства России в Японии Д.Н. Шакуре юбилейную медаль Русской Православной Церкви в честь 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира, которой его удостоил Святейший Патриарх Московский и всея Руси за содействие усилиям Русской Православной Церкви по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.
По окончании форума митрополит Иларион в сопровождении иеромонаха Николая (Оно) и сотрудника ОВЦС Д.И. Петровского посетил храм в честь благоверного князя Александра Невского в Мэгуро ― подворье Русской Православной Церкви в Токио. В храме архипастыря встречал настоятель подворья протоиерей Николай Кацюбан.
В тот же день посол России в Японии Е.В. Афанасьев дал в честь председателя ОВЦС обед, в котором приняли участие митрополит Токийский и всей Японии Даниил, архиепископ Сендайский Серафим, советник-посланник Д.А. Биричевский, протоиерей Николай Кацюбан, клирик Воскресенского кафедрального собора в Токио архимандрит Герасим (Шевцов), советник Ю.В. Саплин-Сила-Новицкий и сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский.