– В Московском епархиальном доме, где заседал Собор, продолжалась напряженная работа в 22 профильных отделах. Активные дискуссии велись о целесообразности избрания как правящих архиереев на кафедры (в итоге соборяне решили, что Преосвященных следует выбирать), так и священников на приходы (от аналогичной схемы отказались). Вопросы высшего церковного управления, в том числе восстановления патриаршества, на тот момент уже были переданы на совместное обсуждение на пленарных заседаниях. Как представлялось в первые революционные дни, дискуссия о воссоздании патриаршества еще далека от финала, хотя политический фон в стране, конечно, затруднял задачу противникам избрания Патриарха. Но уже 28 октября, когда началась кровопролитная осада Кремля, Собор принимает решение о восстановлении патриаршества. Несомненно, обстановка в городе повлияла на настроение соборян: многие из них жили в Чудовом монастыре и на заседания в Лихов переулок вынуждены были пробираться буквально через линию огня, рискуя жизнью.
"В ЛИХОВОМ ПЕРЕУЛКЕ УПУСТИЛИ МОМЕНТ, КОГДА НЕ ПОЗДНО БЫЛО ПОМЕШАТЬ БОЛЬШЕВИКАМ"
– Широко распространен миф об оторванности большинства членов Собора от практической жизни, об их нацеленности на сопутствующие идеальному, а не реальному миропорядку решения…
– На самом деле соборяне были настроены вполне реалистично, внимательно отслеживая обстановку в стране. Ведь в их среде, благодаря доведенной едва ли не до совершенства демократической процедуре избрания делегатов Собора, присутствовали представители всех социальных слоев, групп и сословий российского общества (кроме, пожалуй, пролетариата). Не случайно в первые ноябрьские дни Собор отправляет делегатов в Военно-революционный комитет, где те добиваются аудиенции у командовавшего повстанцами комиссара Соловьева. Кстати, встречая депутацию, от возглавлявшего ту митрополита Платона (Рождественского) Соловьев принимает благословение. И все же как раз именно в этот момент Собор опаздывает! Вовремя восстановив в Церкви патриаршество, он упускает момент для предотвращения кровопролития в Москве. Обстрела Кремля можно и нужно было избежать – действуй Собор чуть решительнее несколькими днями ранее.
– Каким же образом?
– Я думаю, обладавшему колоссальным на тот момент авторитетом Поместному Собору ничего не стоило задействовать мобилизационный ресурс сотен московских приходов, чтобы элементарно блокировать Кремль. Ведь живая сила как нападавших, так и оборонявших Кремль войск исчислялась несколькими сотнями бойцов с обеих сторон. С десятками тысяч пикетчиков они бы просто физически не справились.
– Москва окружена рабочими предместьями с теми же десятками тысяч революционно настроенных пролетариев… Не спровоцировало бы молитвенное стояние, о котором вы говорите, масштабную бойню?!
– Пролетариат, конечно, был за революцию, но далеко не сплошь поддерживал большевиков. На этих тонких межпартийных разногласиях и следовало сыграть.
– Но большевики уже взяли власть в Петрограде. Они быстро снаряжают карательный бронепоезд в Москву – и последствия массовых репрессий, в том числе и в отношении членов Собора, невозможно предугадать…
– Вокруг Петрограда – верные Временному правительству войска, и еще неизвестно, как повели бы себя в данной ситуации эсеры… Не думаю, что карательный бронепоезд добрался бы до Москвы. А вот факт: двумя месяцами ранее, на Успение, Кремль оказался просто наводнен православными верующими – именно потому, что накануне по приходам объявили о долгожданном открытии Собора… В подобные критические для страны дни Церковь обязана вмешиваться в политику – так, как это сделал в свое время святитель Московский Гермоген (кстати, любимый исторический персонаж большинства соборян)!
"ВТОРАЯ СТРАНИЦА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ПРИНЕСЛА ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ЖЕРТВ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОЙ – ШТУРМОМ ЗИМНЕГО ДВОРЦА"
– Точное число жертв московского восстания 1917 года до сих пор не подсчитано. Почему?
– В советское время эта страница истории считалась неприглядной для большевиков и ее особо не популяризировали. Она еще ждет своих внимательных и честных исследователей. Кстати, Поместный Собор предлагал большевикам провести общую панихиду по жертвам восстания, справедливо замечая, что с обеих сторон среди павших были верующие, крещенные в православной вере соотечественники. Но революционеры отказались и устроили «красные похороны»: под пение «Марсельезы» захоронили павших прямо между Кремлевской стеной и проходившими тогда по кромке Красной площади трамвайными путями. Поэтому сейчас, в год столетия революции, как никогда актуален вопрос ликвидации кладбища на Красной площади, возникшего стихийно и несанкционированно. Пора составить и общий синодик жертв революции в Москве (их имена полностью не опубликованы и до сих пор не введены в научный оборот). Думаю, настало время отразить их и в московской топонимике. Это был бы первый шаг к полному и окончательному завершению, как многие считают, еще продолжающейся в умах россиян гражданской войны.
Дмитрий Анохин
Биографическая справка
Александр Мраморнов
С отличием окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 г. В 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию «Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX – начала XX в.». Доцент, руководитель Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» (г. Москва).
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/
Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.
Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаймы Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу (свт. Григорий Богослов).
Поможем поставить спектакль с участием детей с ограниченными возможностями http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75684