Предлагаем Вашему вниманию иллюстрированный фотоотчет о конференции, подготовленный ведущим художником-реставратором ИВР РАН Л. И. Крякиной.
Главный фасад Матенадарана
Интерьер входа в музейную часть Матенадарана
Памятник Месропу Маштоцу, основателю армянской письменности
Рукописи Матенадарана
При поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ(МФГС), ряда спонсоров и партнеров в семинаре приняли участие реставраторы, хранители, исследователи в области химии и биологии, новейших компьютерных технологий из 15 стран: Армении, Грузии, Беларуси, Великобритании, Германии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
На пресс-конференции, посвященной открытию Семинара, участников приветствовали ВрИО директора Матенадарана В. Тер-Гевондян; руководитель и душа семинара, советник директора Матенадарана А. Хзмалян; директор Государственного Русского музея В. Гусев, исполнительный директор БАЕ М. Нерюева, заведующая реставрационным отделом Матенадарана Г. Элиазян.
На семинаре были рассмотрены вопросы современного хранения рукописей и печатных изданий, проблемы классической консервации и реставрации письменных памятников, так и использование новейших компьютерных технологий.
Одним из интереснейших сообщений стал доклад «Новые технологии реставрации культурных ценностей» Бертрама Николая, доктора технических наук, руководителя Отдела технологий безопасности Института производственных технологий Фраунгофера (Германия). На примере сильно пострадавшей средневековой рукописи из собрания Матенадарана, разорванных механически и с помощью уничтожителя бумаги «шредера» документов Министерства государственной безопасности ГДР (неоф. Штази) были продемонстрированы возможности современных компьютерных программ, разработанных Институтом Фраунгофера, с различными алгоритмами распознавания разрушенных текстов.
Гангольф Ульбрихт, также представитель Германии, специалист в области бумажной промышленности и технологии целлюлозы, владелец мастерской по изготовлению бумаги Kunstquartier Bethanien (входит в типографию KULTURWERKES des BBK — Профессиональная ассоциация Берлинских визуальных художников) провел двухдневный мастер-класс по идентификации западных и восточных бумаг.
Гангольф Ульбрихт демонстрирует рамку отливной сетки для изготовления листа бумаги
Практическая часть семинара — идентификация бумаги по рисунку вержеров и понтюзо.
Сергей Казарян, представитель Великобритании, член Королевского химического общества, профессор физической химии на факультете химической инженерии Лондонского имперского колледжа представил доклад «Спектроскопическое изображение( FTIR). Новые применения для объектов культурного наследия», где ИК Фурье спектроскопия НПВО с использованием матричного детектирования (Focal Plane Array) может быть описана как «химическая фотография», позволяющая проводить исследование материалов на микроскопическом уровне с простроанственным разрешением при минимальных требованиях к подготовке образца и его количеству. Такой подход открывает уникальные возможности для более глубокого понимания процессов деградации памятников культурного наследия, таких как пергамен и кожа переплетов.
Грузинские реставраторы Асмат Гвазава, Тамара Двалишвили, Изольда Джикидзе, София Церцвадзе и Лейла Гоциридзе поделились своим опытом реставрации бумаги и пергамена.
Далюс Жижие, историк по образованию, специалист в области сохранности документов в Центральном государственном архиве Литвы представил доклад «Возрожденные «похороненные» документы», где была представлена пошаговая методика реставрации документов литовского движения сопротивления «Лесные братья», спрятанных и пролежавших в земле более 70 лет.
Латвийские реставраторы и исследователи — Марис Екабсон, Иева Шпака, Инга Штейнголде — рассказали о реставрации восковых печатей, архивных документов и книжных переплетов.
Андрис Вилке, директор Латвийской Национальной библиотеки, блестяще продемонстрировал возможности современной библиотеки на примере постоянной экспозиции «Книга в Латвии» и современные музеи печати в цифровой эре». Оригинальный подход к книге на выставке, состоящей из четырех частей и раскрывающей тему книги под разными углами, вызывает неподдельный интерес коллег, а также делает экспозицию привлекательной для различных целевых аудиторий.
Российская делегация, как всегда, была самой большой. Реставраторы и хранители, исследователи в области реставрации, химики и биологи, директора музеев и научные сотрудники Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ижевска представили свои доклады, темы которых охватывают практически весь спектр проблем современной реставрации письменных памятников, их анализа, материалов и технологий.
На семинаре были проведены два мастер-класса представителями музейно-выставочного центра «РОСФОТО» (Санкт-Петербург) по сравнительно новому направлению в реставрации — обеспечение сохранности фотодокументов (Е.Шепилова) и идентификация фотографии (А.Асеева).
Двухдневный мастер-класс по идентификации фотографий и исторического экскурса в тонкости возникновения различных ее видов, представленный Анной Асеевой, художником-реставратором РОСФОТО, сертифицированным стажером Северо-восточного Центра Консервации документов (США, Массачусетс, г. Андовер), был высоко оценен всеми участниками семинара и продемонстрировал высокий профессиональный уровень петербургской школы реставрации.
Любовь Крякина, ведущий художник-реставратор Института восточных рукописей РАН, в своем докладе «Проблемы реставрации рукописных и ксилографических памятников тибетского фонда ИВР РАН» познакомила коллег с разнообразием коллекции центральноазиатской книги, с исследовательскими, издательскими и реставрационными проектами за последние 10 лет. Были представлены процессы реставрации и консервации ранних тибетских рукописей из Семи Палат и монастыря Аблайхиит (Казахстан), буддийских танка и цакле, консервация живописных фрагментов на средневековом шелке и ритуальных гадательных дощечек из бурятских дацанов, рукописей и ксилографов из Калмыкии (работа по текущему проекту РФФИ, № 16-06-00382, «Опыт комплексного изучения фрагментов тибетских буддийских текстов на русской бумаге XVIII в. в собрании ИВР РАН»), парчовых переплетов буддийского канона Кагъюр и Тэнгъюр, традиционные и современные методы сохранения книг формата потхи.
Выступление Л. И. Крякиной
Современный подход к исследованию и реставрации коллекции эстампажей Русского археологического института в Константинополе был продемонстрирован группой исследователей и реставраторов Лаборатории консервации и реставрации документов СПбФ АРАН(А. Галушкин, С. Гонобоблева, В. Парфенов, Т. Ткаченко, Л. Швиль, Н. Доведова). Целью коллектива Лаборатории является создание 3d-моделей эстампажей, а затем и их физических копий для последующего экспонирования.
Проблемы сохранения рукописного и печатного наследия в научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского КФУ были обозначены заведующей отделом рукописей и редких книг Эльмирой Амерхановой и Ильнарой Ханиповой, которая прочла еще один доклад об арабографичных рукописях в собрании вышеуказанной библиотеки.
Сергей Лотов, художник-реставратор по переплету из Государственного Эрмитажа в своем мастер-классе рассказал о многообразии в конструкциях средневековых европейских переплетов и продемонстрировал редкие техники средневекового европейского переплета, том числе бархатного.
Всего в VII Международном научно-практическом семинаре приняли участие более 60 человек.
Не менее насыщенной была и культурная программа, подготовленная руководителями семинара. В начале участники семинара познакомились с творчеством замечательного женского вокального коллектива «Гегарт».
Выступление ансамбля «Гегарт»
Затем была удивительная по своей пронзительности встреча с художественным миром режиссера Сергея Параджанова в его доме-музеи. До глубины души тронула всех история его первой любви и дальнейшая судьба этого талантливого человека. Несмотря на весь трагизм жизни режиссера, его изобразительное творчество — картины, скульптуры, коллажи- пронизаны светом, любовью и прекрасным чувством юмора.
Фасад дома-музея Сергея Параджанова в Ереване
Одна из комнат в доме-музее Сергея Параджанова
«Воспоминание о черной икре»
«Букет для брата»
Шляпы в память убитой актрисы
«Автопортрет в Стамбуле»
Участники семинара посетили выставку в Национальной галерее Еревана, приуроченную к 200-летию со дня рождения выдающегося художника армянского происхождения Ивана Константиновича Айвазовского (Ованнес Айвазян). Центром экспозиции стало полотно 1841 года «Хаос. Сотворение мира».
В последний день семинара состоялась поездка в горный монастырь Гегарт (Айриванк — «пещерный монастырь»), основанный, по преданию, Св. Григорием Просветителем в IV веке, и селение Гарни с языческим храмом 1 века, посвященным Митре - языческому богу солнца, небесного света и справедливости и стоящим на правом берегу реки Азат над ущельем.
Языческий храм I века в Гарни
Портик храма Гарни
Вид с храмовой горы на ущелье
Гегарт известен своими реликвиями. Самая важная из них — копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа, распятого на кресте. Считается, что оно было привезёно апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году.
Фасад церкви монастыря Гегарт
Рельеф с львами и орлом в центральном зале церкви
Один из куполов, одновременно являющихся световым окном
Каменный столб одной из часовен монастыря, где проходят специальные концерты-песнопения, так как она обладает потрясающей акустикой
Источник: http://www.orientalstudies.ru/
Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин).
Поможем создать центр православной культуры на базе библиотеки http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75690