Великий Новогород удивительно гармонично организован. В самом центре города друг напротив друга стоят два величественных храма: на Софийской стороне — Софийский собор, а напротив — Николо-Дворищенский собор. Края же города, вверх и вниз по течению Волхова, обрамлены двумя монастырями с мощными трехглавыми соборами, построенными в одно время с Никольским храмом. Об одном, Юрьевом, мы уже писали, а о том, который ниже по течению, речь пойдет сейчас.
Верхом на камне
По сообщению позднейших летописей, этот монастырь основан в 1106 году святым Антонием Римлянином, «Житие» которого сообщает удивительные вещи.
Антоний, звавшийся Андреем, якобы приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Сначала он просто жил на прибрежной скале, стоя на ней и не сходя никуда, но затем ветер чудесным образом оторвал камень от берега и унес Антония в Новгород.
Любопытно «Сказание о Антонии Римлянине» рисует его маршрут: «от римския страны по теплому морю, из него же и в реку Неву, из Невы в Нево езеро, из Нева же езера в верхъ по реце Волхову противо быстринъ неизреченныхъ, да иже и до места сего камень не приста негдеже». То есть указано «теплое» Средиземное море, но пропущены Атлантический океан, Северное и Балтийское моря.
Юноша сбежал из Рима, где приверженцев «истинной веры» (византийского толка) преследовали католики. Его выбросило на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. В общем, избавили будущего святого от раздумий о том, где заложить монастырь и какое посвящение ему дать. Кстати, камень этот и сейчас лежит на паперти того самого собора. Правда, совершенно неизвестно, где он плавал 400 лет, только в середине XVI веке камень «обнаружил» один из игуменов монастыря.
Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки. Что самое интересное, они честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Забавный факт: сначала святой общался через переводчика (найти толмача в Новгороде проблемой не было – город торговый, всякого народу много), а затем, по молитве, Богородица вложила в него знание языка.
Интересно, что сам Антоний Римлянин – вполне реальная личность. Существует два автографа святого, духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 года; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354—1357 годах и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI веке объединили в единый сборник.
Судьба реального Антония как при жизни, так и после смерти, не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 году, а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 году. Более 20 лет Антония не делали игуменом созданного им монастыря, поскольку новгородский владыка, пришедший на кафедру после Никиты, к слову сказать, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода Иоанн Попьян, был против.
Самое удивительное, что это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь.