Исследование проводилось на территории российского музейно-паркового комплекса (МПК РФ) в Иерихоне, который работает с 2011 года. Идея создать музей появилась еще в XIX веке у иеромонаха Иоасафа, который прибыл в Иерихон для создания русского "общежительного монастыря" для паломников. На деньги благотворительницы Елены Резниченковой он приобрел небольшой участок, который впоследствии назвали "иоасафовым". Археологические работы на нем начали проводить в конце 19-го столетия, однако в связи с началом Первой мировой войной их не удалось завершить.
"Вообще, ученых сложно чем-то поразить. Но в данном случае нас больше всего поразило то, что эти раскопки вообще оказались возможными", — рассказывает автор сборника, руководитель экспедиции, завотделом археологии Московской Руси Института археологии РАН Леонид Беляев.
По его словам, исследовательская группа совершенно не верила, что сможет продолжить начатую в XIX веке работу. "Мы уже отчаялись кого-либо убедить в том, что нужно проводить археологические исследования на этом участке. И в последний день мы сидели на развалах и решили попробовать расчистить маленький кусочек с тессерами (кубики мозаики — ред.). … И вдруг тессеры сменили направление, стало понятно, что это не просто поле, а бордюр", — отметил ученый.
Исследователи сфотографировали фрагменты византийской мозаики. Находка, по сути, решила дальнейшую судьбу исследования — ученым разрешили осуществить полномасштабные раскопки.
Сами раскопки еще продолжаются, несмотря на то, что книга о них издана. Исследование проводится совместно с палестинцами, которые предоставляют рабочую силу. "Хотя надо признаться, что все таки профессиональные полевые археологи из России гораздо лучше работают, они гораздо эффективнее", — пояснил Беляев. Он уточнил, что все найденные артефакты принадлежат народам, населяющим Святую Землю.
Ученые исследовали византийский культурный слой, сформировавшийся в V-VII в. в. Именно в этот период наблюдается бурное строительство православных храмов на Святой Земле.
Вокруг Иерихона находится иудейская пустыня. В ней в период византийского владычества селились многочисленные монахи. Некоторые монастыри сохранились до сих пор, например — обитель Герасима Иорданского и монастырь Искушения Иисуса Христа.
Российские археологи обнаружили доказательства присутствия в Иерихоне не только византийцев, но и арабов. Они, согласно хроникам, завоевали Палестину в VII в. Сразу после взятия ими Иерихона, город заселили иудеи, что подтвердили раскопки.
Монеты разных эпох были обнаружены в ходе исследований. В частности — времен правления иудейской династии Хасмонеев (I в. до Р. Х.), селевкидов, римлян, византийцев, арабов.
Русский монах Иоасаф не просто так купил определенный участок. На нем находится знаменитое фикусовое дерево вида сикомора. На него, как гласит евангельская история, залез сборщик налогов (мытарь) Закхей, чтобы лучше увидеть Иисуса. Евангелист Лука пишет, что Христос издалека заметил мытаря и сказал: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в дом". В качестве места поклонения дерево, по словам российских ученых, упоминается еще в IV в.
В начале 2000-х российские ботаники провели дендрологическую экспертизу и выяснили, что растущее на территории музея дерево является прямым преемником той самой евангельской смоковницы. Стоит отметить, что средняя продолжительность фикусов-сикомор, по одной из версий, составляет примерно 300 лет. Другая точка зрения гласит о 800-1000 лет.
Иерихон считается одним из самых древних городов на земле. Местные, в свою очередь, называют его самым жарким — летом температура, по их словам, поднимается в среднем до 60 градусов.
Город известен, прежде всего, по библейскому рассказу о том, как был завоеван евреями, пришедшим из Египта в Землю Обетованную. Иерихон считался в то время самым неприступным городом. Иудеи на седьмой день осады семикратно обошли его стены в сопровождении священников, которые дули в богослужебные трубы. Согласно Библии, в этот момент окружавшая город стена обрушилась, а войско смогло его захватить.
Беляев отмечает, что все крупные мировые державы имеют свои научные представительства на Святой Земле. "Одна Россия не имеет там своего постоянного археологического присутствия", — сетует он. Ученый надеется, что исследование Иерихона приведет "к великолепному зданию российского археологического института на Святой Земле". "Молодежь будет изучать для России Святую Землю не по чужим книгам", — надеется исследователь.
Источник http://www.sedmitza.ru