В Москве пройдет конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»
События

В интернете создан сайт конференции: http://www.mosreligpsych2017.ru.

Форум такого уровня и подобной тематики пройдет в России впервые.


Московский форум: участники — ученые с мировым именем

В числе участников конференции — президент Всемирной психиатрической ассоциации Динеш Бхугра (Институт психиатрии Лондонского Королевского колледжа, Великобритания), экс-председатель секции по религии, духовности и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации Питер Ферхаген (Центр охраны психического здоровья, Нидерланды), зав. кафедрой христианской философии в Свободном университете (Dooyeweerd) Амстердама, психиатр и философ, профессор Герит Гласс, основатель и руководитель Научно-исследовательского института духовности и здоровья Рене Хефти (Научно-исследовательский институт духовности и здоровья, Швейцария), основатель и главный редактор журнала «Психическое здоровье, религия и культура» профессор Саймон Дейн (университет Дарема, Великобритания) и другие крупные ученые.

С российской стороны в форуме примут участие профессор Зураб Кекелидзе (ФМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского), профессор Владимир Пашковский (СЗГМУ имени И.И. Мечникова), профессор Юрий Полищук (Московский НИИ психиатрии) и др.

Одним из участников конференции будет доктор медицинских наук, заместитель директора по развитию и инновационной деятельности ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Василий Глебович Каледа — сын известного православного священника протоиерея Глеба Каледы (1921—1994). В. Г. Каледа также является профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где он с 2003 года читает курс «Пастырская психиатрия». 

На конференции будут представлены доклады о клинико-психопатологических особенностях состояний с религиозной фабулой, особенностях их течения, лечения и реабилитации больных. Участники форума расскажут о результатах исследований в вопросах влияния религиозности на отношение больного к заболеванию, обсудят роль врача-психиатра в понимании религиозности больного и помощи пациенту с религиозным мировоззрением, страдающему психической патологией.

В опубликованном на сайте конференции пресс-релизе организаторы отмечают, что ученые давно занимаются исследованиями проблем понимания религиозности и духовности в их взаимосвязи с психическим здоровьем и психическими страданиями человека. 

«…Совершенно очевидным является тот факт, что религиозное и духовное не могут быть исключены из клинической практики. Эти вопросы действительно важны. Поэтому такие категории, как религиозность и духовность, а также их влияние на здоровье человека должны быть включены не только в оценку, но и в лечебный процесс всякий раз, когда это является обоснованным», — говорится в сообщении.

В то же время организаторы признают, что такое отношение к проблеме не получает широкого распространения в обычной врачебной практике. Поэтому научный комитет форума принял решение обратиться к клинической практике как основе для предстоящей дискуссии, «в надежде, что результатом такого события станет более глубокое осмысление значения религии, духовности и их влияния на жизнь наших пациентов».

В сообщении говорится, что в ХХ веке в психиатрии получили распространение идеи и методики, не принимавшие в расчет существование Бога.

«Следствием ”безбожного” взгляда на человека и его страдания стало во многих ситуациях неблагополучие в лечение психически больных, — подчеркивают организаторы форума. — Религиозность и духовность следует рассматривать как нормальные черты личности. Они не могут быть предметом пренебрежения со стороны психиатров, какими бы не были их собственные взгляды на религиозность и духовность».

Оргкомитет международной конференции приглашает к сотрудничеству психиатров, психологов, аспирантов и ординаторов, специалистов по социальной работе, а также священнослужителей и учащихся духовных учебных заведений.


Психиатрия и религия

Религия — один из важнейших феноменов человеческого бытия, с которым сталкивается психиатрия. Она существенно влияет на эмоциональную сферу, мышление и поведение человека. По мнению В. Франкла, «хотя первичным намерением религии меньше всего является душевное оздоровление или профилактика душевного заболевания, она фактически... может привести к действенным психогигиеническим и даже к психотерапевтическим результатам благодаря тому, что дает человеку убежище и опору, которых он не нашел бы больше нигде; убежище и опору в трансцендентном и абсолютном».

Психиатрия сформировалась как естественнонаучная дисциплина. Однако в средние века психиатрическая помощь оказывалась в религиозных учреждениях. Как в Западной Европе, так и в России в XI—XIII вв. душевнобольные находили помощь в монастырях. На таких больных смотрели скорей как на невольных жертв каких-то темных сил, чем на активных сеятелей зла. 

Следствием ”безбожного” взгляда на человека и его страдания стало во многих ситуациях неблагополучие в лечение психически больных. Религиозность и духовность следует рассматривать как нормальные черты личности. Они не могут быть предметом пренебрежения со стороны психиатров, какими бы не были их собственные взгляды на религиозность и духовность.

Из пресс-релиза Оргкомитета международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия» (Москва, 20-21 апреля 2017 г.)

Направление в монастыри психически больных людей из привилегированных классов для «духовного лечения и вразумления» было впоследствии легализовано государственными актами. Однако в различные исторические периоды взаимоотношения между религией и психиатрией складывались по-разному: от полного отрицания психиатрии как науки до признания ее важности и полезности.

В монографии проф. В. Пашковского «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей», изданной в 2006 году, отмечается, что происходящие в последние десятилетия в стране социально-экономические преобразования не могли не сказаться на психическом здоровье людей. 

«С одной стороны, мы являемся свидетелями религиозно-духовного возрождения, характеризующегося строительством храмов, изданием духовной литературы, развитием различных форм душепопечительства. С другой стороны, мы наблюдаем массовое индуцирование, нередко с помощью СМИ, магических взглядов, присущих средневековью», — пишет ученый.

В. Пашковский констатирует, что на фоне этих процессов сформировалось явление, которое он называет «религиозно-магическим дрейфом», — когда люди, формально приобщаясь к христианской традиции и Православной церкви, могут в то же время посещать различные секты, обращаться к магам, экстрасенсам, обучаться в группах оккультного толка. 

«Это нередко ведет к расщеплению религиозного сознания, появлению страха, тревоги, чувства вины. В клинической практике наблюдается увеличение количества случаев психозов с религиозно-архаическим бредом, возникновение сложных диссоциативных и деперсонализационно-дереализационных состояний, которые условно можно обозначить как ”оккультная психопатология”», — отмечает он.

Ученый признает, что вопросы, связанные с религиозными переживаниями в патологических условиях, до сих пор разработаны недостаточно — как в России, так и за рубежом.

Для решения этих задач во Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) была организована секция психиатрии и религии, проводятся различные конференции и встречи. Международная конференция в Москве станет еще одной представительной площадкой, на которой ведущие мировые ученые обсудят проблему взаимного влияния психиатрии и религии.

Источник http://rublev.com


Другие публикации на портале:

Еще 9