Статья. Семейные обычаи и обряды марийского народа в трудах иностранных исследователей XVII-XVIII вв
События
В статье рассмотрены обычаи и обряды марийского народа, связанные с заключением браков, рождением ребенка и наречением его именем, а также похоронно-поминальные обряды, описанные немецкими учеными А. Олеарием, Г. Миллером и Г. Георги. В данной работе поставлена задача -исследовать восприятие самобытной культуры марийского народа иностранными исследователями Обычаи и обряды, рассматриваемые в статье, относятся к обычаям и обрядам жизненного цикла и являются важным источником для изучения истории и духовной культуры народа. Многие сообщения и факты, описанные в работах указанных исследователей, не встречаются в других источниках, и поэтому они представляют историко-культурную ценность. Иностранными авторами подробно рассматриваются такие аспекты семейной жизни, как заключение брака, обычай покупки и похищения невесты, а также отмечается особенность марийской свадьбы. Авторы в своих работах допускают и ошибки. Например, приводят не совсем характерный для народа мари обычай наречения именем ребенка. В сочинениях немецких авторов достаточно точно отражены похоронно-поминальные обряды, которые являются одним из существенных и устойчивых этнических признаков народа. Все эти обычаи и обряды марийского народа в свидетельствах иностранных авторов рассматриваются в сравнении с другими народами Поволжья, где отмечается общее и особенное. Изучение обрядов и традиций марийского народа в трудах иностранных исследователей показывает, что ее истоки и особенности связаны со своеобразным хозяйственно-культурным укладом жизни, а также с общим ходом истории и развития культуры народов Среднего Поволжья.
Ключевые слова: черемисы, мари, обычаи, обряды, традиции, язычество, похоронный обряд, свадьба
Обычаи и обряды марийского народа, зародившиеся в глубокой древности и развивающиеся в течение многих веков, служили основной формой регулирования поведения человека в обществе. Обычаи, которые стали играть роль своеобразных норм и правил поведения, сложились вследствие его применения в течение длительного времени и подкреплялись определенными церемониальными действами - обрядами, которые были призваны установить порядок и равновесие
в материальном и духовном мире, поэтому обряды и обычаи являются бесценным источником для изучения истории и духовной культуры народа. Глубоко проникнув в повседневную жизнь, они стали неразрывной ее частью, передавались от поколения к поколению, духовно объединяли народ, приобщали их к наследию культурных традиций.
Первые небольшие письменные сведения, где описаны обычаи, обряды марийского народа,
© Айплатов Г. Н., Ялтаев И. Ф., 2016
появились в сочинении немецкого дипломата и путешественника XVII века. А. Олеария. Более подробные сведения о традиционной культуре марийского народа содержатся в трудах других немецких ученых, энциклопедистов и исследователей XVIII в. Г. Ф. Миллера [4] и И. Г. Георги [2], которые связали свою жизнь и научную деятельность с Россией.
Г. Ф. Миллер был участником Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), или еще так называемой Великой Сибирской. В инструкции, составленной Академией наук для Г. Ф. Миллера и участников экспедиции, предписывалось «примечать обычай и обряды народные, домашние и брачные и проч. « [5, с. 461]. Для И. Г. Георги, который был участником Физической экспедиции (1768-1774 гг.) и занимался исследованием Поволжья, Среднего и Южного Приуралья, Западной Сибири, Прибайкалья, рекомендовалось собрать в каждой провинции все, касающееся нравов, обычаев, верований, преданий, памятников и разных древностей.
П. С. Палласу, увлекающемуся медициной, ботаникой, зоологией, было поручено в основном исследовать свойства почв, вод, земледелие, животноводство, болезни животных и людей, изучать полезные ископаемые. Поэтому в его работе содержатся небольшие этнографические сведения о марийском народе. Сам ученый, приступая к описанию мари и удмуртов, в своей работе писал, что «в сем моем описании весьма мало со-держалося такого, о чем бы уже из обстоятельных известий протчих путешественников не было известно» [7, с. 29].
В данной статье мы рассматриваем семейные обычаи и обряды марийского народа или, как принято считать в этнографической науке, обряды жизненного цикла, связанные с проведением свадеб, похорон, а также родильный обряд, описанные А. Олеарием, Г. Миллером и Г. Георги.
Эти обычаи и обряды для самого народа были обычным явлением в их повседневной жизни, но они отличались от привычных и принятых в западноевропейском обществе традиций и поэтому вызывали большой интерес у немецких ученых. Многие сообщения и факты, описанные в работах указанных исследователей, не встречаются в других источниках, и поэтому они представляют историко-культурную ценность.
Г. Ф. Миллер в своей работе «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов...», рассматривая обряды и традиции мари, чувашей и удмуртов, пришел к выводу, что «все три наро-
да содержат одинакой языческий закон и в принадлежащих к тому обрядах почти никакой разности нет» [4, с. 42].
Читать статью полностью cyberleninka.ru
Ключевые слова: черемисы, мари, обычаи, обряды, традиции, язычество, похоронный обряд, свадьба
Обычаи и обряды марийского народа, зародившиеся в глубокой древности и развивающиеся в течение многих веков, служили основной формой регулирования поведения человека в обществе. Обычаи, которые стали играть роль своеобразных норм и правил поведения, сложились вследствие его применения в течение длительного времени и подкреплялись определенными церемониальными действами - обрядами, которые были призваны установить порядок и равновесие
в материальном и духовном мире, поэтому обряды и обычаи являются бесценным источником для изучения истории и духовной культуры народа. Глубоко проникнув в повседневную жизнь, они стали неразрывной ее частью, передавались от поколения к поколению, духовно объединяли народ, приобщали их к наследию культурных традиций.
Первые небольшие письменные сведения, где описаны обычаи, обряды марийского народа,
© Айплатов Г. Н., Ялтаев И. Ф., 2016
появились в сочинении немецкого дипломата и путешественника XVII века. А. Олеария. Более подробные сведения о традиционной культуре марийского народа содержатся в трудах других немецких ученых, энциклопедистов и исследователей XVIII в. Г. Ф. Миллера [4] и И. Г. Георги [2], которые связали свою жизнь и научную деятельность с Россией.
Г. Ф. Миллер был участником Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), или еще так называемой Великой Сибирской. В инструкции, составленной Академией наук для Г. Ф. Миллера и участников экспедиции, предписывалось «примечать обычай и обряды народные, домашние и брачные и проч. « [5, с. 461]. Для И. Г. Георги, который был участником Физической экспедиции (1768-1774 гг.) и занимался исследованием Поволжья, Среднего и Южного Приуралья, Западной Сибири, Прибайкалья, рекомендовалось собрать в каждой провинции все, касающееся нравов, обычаев, верований, преданий, памятников и разных древностей.
П. С. Палласу, увлекающемуся медициной, ботаникой, зоологией, было поручено в основном исследовать свойства почв, вод, земледелие, животноводство, болезни животных и людей, изучать полезные ископаемые. Поэтому в его работе содержатся небольшие этнографические сведения о марийском народе. Сам ученый, приступая к описанию мари и удмуртов, в своей работе писал, что «в сем моем описании весьма мало со-держалося такого, о чем бы уже из обстоятельных известий протчих путешественников не было известно» [7, с. 29].
В данной статье мы рассматриваем семейные обычаи и обряды марийского народа или, как принято считать в этнографической науке, обряды жизненного цикла, связанные с проведением свадеб, похорон, а также родильный обряд, описанные А. Олеарием, Г. Миллером и Г. Георги.
Эти обычаи и обряды для самого народа были обычным явлением в их повседневной жизни, но они отличались от привычных и принятых в западноевропейском обществе традиций и поэтому вызывали большой интерес у немецких ученых. Многие сообщения и факты, описанные в работах указанных исследователей, не встречаются в других источниках, и поэтому они представляют историко-культурную ценность.
Г. Ф. Миллер в своей работе «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов...», рассматривая обряды и традиции мари, чувашей и удмуртов, пришел к выводу, что «все три наро-
да содержат одинакой языческий закон и в принадлежащих к тому обрядах почти никакой разности нет» [4, с. 42].
Читать статью полностью cyberleninka.ru