«Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот. В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания», — рассказал «Известиям» хранитель отдела истории русской культуры Дмитрий Гусев.
Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Там картина оказалась в 1930 году — ее привез со Смоленского кладбища собиратель Фёдор Морозов. Тогда он работал в Русском музее и в круг его обязанностей входило изучение кладбищ с целью выявления произведений искусства. Морозов задокументировал картину как портрет Ксении Блаженной.
В результате лабораторных исследований — в частности, химического анализа грунта — в Эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века.
«Осторожно расчищая слои картины, я тем не менее оставил следы разных времён: они сами по себе интересны. Оставлена и неровность холста. Смотря на эту вещь, вы понимаете, что она — с историей. Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения», — рассказал изданию художник-реставратор Николай Малиновский.
Он добавил, что портрет написан «как-то спонтанно — быстро и уверенно, за один приём». «Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. В любом случае, портрет предельно индивидуален, это не фантазия и не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил», — считает Малиновский.
Блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Ксения Петербургская — одна из самых почитаемых русских юродивых. После внезапной смерти мужа 25-летняя Ксения продала свой дом, раздала имущество бедным и стала юродствовать. Всю оставшуюся жизнь она носила одежду мужа и называлась только его именем — Андрей Фёдорович, говоря, что он жив, а Ксения умерла. Не имея постоянного места жительства, она бродила по Петербургской стороне, часто подвергаясь издевательствам.
Со временем люди убедились в том, что она Божия угодница, имеет пророческий дар, читает мысли людей. Ей подавали милостыню, она раздавала её беднякам.
Народное почитание росло после смерти блаженной, так как на её могиле на Смоленском кладбище стали происходить многочисленные чудеса. Здесь была построена часовня. В советское время власти пытались ограничить поток людей, приходивших к блаженной Ксении за помощью.