Город-порт Яффа – один из древнейших городов мира, связанный с именем сына Ноя Иафетом (Яфетом) «Он распространится» – таков дословный перевод имени Яфет. По преданию Яфет после потопа заново основал этот город, известный в Библии под греческим названием Иоппия. Другая версия происхождения названия города от ивритского слова «яфе» – красивый).
Вид на Яффу с моря.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Драматична и интересна история этого библейского города, повидавшего за тысячелетия своего существования немало завоевателей.
С XV века до н.э. несколько столетий город находился во власти египтян, которые в 1200 году до н.э. были изгнаны оттуда филистимлянами. Иисус Навин пытался отбить у филистимлян Яффу, но не смог, и лишь земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. (Сегодня вся эта территория называется Гуш-Дан).
Яффой поочередно владели: Египет, Вавилон, Персия и Сидонское царство. К 332 году до Р.Х. город был завоеван Александром Македонским, расширявшим свою империю и покорявшим все новые и новые народы.
Во время еврейского восстания Маккавеев (167 г. до Р.Х.), направленного против гнёта крупнейшего эллинистического царства Селевкидов, жители Яффы нееврейского происхождения решили избавиться от евреев. Они коварством заманили их на корабль и утопили в море. Разгневанный Иуда Маккавей, вождь народного восстания в Иудее, напал на город, сжег порт и корабли, но взять город ему не удалось. Только позднее, в 169 году, Яффу захватили последователи Иуды Маккавея, и она стала относиться к Иудейскому царству. При Маккавеях расширяется порт, город окружается новой стеной с башнями, чеканятся монеты с изображением якоря.
Дом Симона кожевника (Дом Св.Петра).
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Затем еврейские моряки из Яффы принимали участие в боевых действиях против римлян во время Иудейской войны 66–73 годов н.э. или Великого восстания против римлян. Евреи Яффы, желая поддержать повстанцев, выслали свои суда против Веспасиана. После подавления восстания римляне объявляют город свободным городом Флавия Иоппа.
При арабских завоевателях, покоривших Палестину за десятилетие с 630 до 640 года, Яффский порт приобрел особое значение из-за близости к их столице Рамле [1]. Арабский историк ал-Макдиси писал: «Яффа — маленький городок, но порт его – как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные».
В XII веке сюда пришли крестоносцы и создали графство Яффо-Ашкелон. Крестоносцы превратили Яффу в свой важный перевалочный пункт, построили здесь церковь в честь апостола Петра. Их выбили оттуда мамлюки [2], которые в 1268 году вырезали всех христиан и разрушили город до основания. В упадок пришел не только город, где в его развалинах ютились немногочисленные жители, но и порт.
Яффа в 1585 г. Вид с западной стороны
Яффа в 1647 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
В 1799 году во время Египетского похода Наполеону пришлось вести тяжелые бои за Яффу. Три дня велась осада, когда же удалось пробить брешь в стене, французских солдат встретило отчаянное сопротивление турок за каждый дом. Разъяренные солдаты Наполеона убивали всех подряд. Вскоре разразилась эпидемия бубонной чумы. Наполеон спешно бежал, оставив в городе более 200 тяжело раненных своих солдат.
Яффа. Мечеть
Абу-Набу (слева) и фонтан Абу-Набу
Базар и пристань в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Становление русского духовного присутствия в Яффе
Корабли и перевозчики в гавани Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Из-за подводных камней и скал Яффской гавани пароходы не имели возможности причалить к берегу, и паломники, прибывающие в Яффу, часто попадали в руки лодочников, которые достаточно беспардонно запихивали их багаж в лодки и бесцеремонно везли в местные гостиницы, где с них брали плату в 2–3 раза больше, чем это стоило на самом деле.
Интересно описывает прибытие в Яффу в своей книге «Путешествие в Палестину» Василий Николаевич Хитрово – будущий секретарь, идеолог и вдохновитель Императорского Православного Палестинского Общества, посетивший Святую Землю летом 1871 года:
Когда проезд во случаю бури не возможен, даже для самого опытного лодочника, корабли не останавливаются и вам, желающему высадится в Яффе, приходится или в Кайфу или в Порт-Саид, с тем, чтобы оттуда опять возвратиться, рассчитывая на более благоприятную погоду. Так как бури не было, мы, как вероятно миллионы поклонников всех пережитых времен и столетий, выжидали волну, ловко пробрались с ней по ту сторону каменистой гряды, и через несколько минут очутились у нескольких высоко нагроможденных камней, носящих громкое название Яффской пристани. Кто-то подал руку свержу, кто-то подсадил снизу и таким образом рано утром 12 июля очутились мы на берегу Палестинском.
Полунагие, черномазые мальчишки подхватили наши дорожные мешки, из соседнего окна закричал что-то, какой-то барин в феске, оказавшийся таможенным досмотрщиком, над ухом кто-то прокричал неизбежное на востоке «бакшиш», и мы вслед за кавасом уже зашагали по улицам Яффы. По улицам, говорю я применительно к Европейским понятиям, потому что в действительности нельзя же так назвать тот длинный, узкий, угловатый, поднимающийся и опускающийся коридор, по которому мы шли, и который еще более походил на коридор, в виду полного отсутствия, в большинстве восточных городов, в том числе и в Яффе, окон на улицу» [3].
Не менее интересное описание прибытия в Яффский порт и первых впечатлений от посещения древнего города дает паломник Сергей Меч в 1895 году:
Едва только наш пароход бросил якорь и остановился, как его окружают сотни лодок, где сидят загорелые, смуглые арабы.
Им, вроде как у нас извозчикам, хочется найти себе пассажира, чтобы свезти его на берег и получить плату. Все они кидаются на пароход. Черные, коричневые, серые, смуглые и белые лица лезут друг через друга по лесенке парохода (по трапу), кулаки сердито взмахивают по воздуху, лица искажаются гневом, все кричат, бранятся, машут руками, опрокидывают друг друга. Висячая лесенка трапа трещит от этого неистового напора и, кажется, вот-вот загремит вниз со всею этой уцепившеюся за нее толпой. Чемоданы пассажиров расхватываются дерзкими руками, без спроса и торга, неистово тащатся к борту и шлепаются оттуда вниз, на качающиеся лодки. Арабы, овладев пожитками, вполне уверены, что пассажиры сами разыщут их и волей-неволей очутятся в их лодках. Но самые дерзкие не довольствуются пожитками, они хватают также бесцеремонно и самих пассажиров и насильно тащат их в свои лодки.
Городские улицы на набережной Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Но вот мы и на набережной Яффы. Эта набережная узка, тесна, плохо вымощена и до того загромождена вечно толкущимся народом, осликами и верблюдами, что по ней трудно пробраться, особенно в дни прибытия пароходов. Когда русский богомолец высадится на эту набережную, когда он почувствует под собою твердую землю, то в эту минуту он забывает все. Не слыша гама и шума толпы, галдящей на набережной, он не стесняется открыто выражать чувства, наполняющие его сердце, – падает ниц и целует священную землю.
Яффа.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Яффа красива только издали, но когда взойдешь в нее, то сейчас видишь, что это плохой городишко. Улицы темные, узкие, грязные, иногда ступенями идут в гору, так что по ним идти все равно, что лезть на колокольню Ивана Великаго. Путешествовать по ним в жаркий день да еще с багажом очень тяжко. А солнце в Палестине греет ведь не по-нашему. Палестина находится в теплых краях, где зимы никогда не бывает, и где солнце прожигает насквозь человека.
Что хорошо в Яффе, так это не город, а сады, которые окружают его полукругом верст на восемь. Во всем мире, я думаю, мало таких роскошных садов. Это целые леса из апельсинных деревьев, и к ним примешиваются абрикосы, персики, миндаль.
Ежегодно сотни тысяч апельсинов везется из Яффы в наши страны. В феврале месяце апельсинные деревья начинают цвести, и тогда, подплывая на пароход в Яффу, можно уже за 2 версты слышать чудесный запах этих цветов.
Так как дождя в Яффе все лето почти не бывает – он идет там только в декабре, январе и феврале – то Яффские сады необходимо поливать, чтобы они не посохли. Но дело в том, что кругом Яффы нет ни одного ручья. Поэтому там в каждом саду выкопан колодезь, из которого целый день черпают воду и подливают сады.
Караван паломников готов отбыть из Яффы в Иерусалим.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО
Расстояние от Яффы до Иерусалима тоже самое, что между Москвой и Троице-Cepгиевой Лаврой, т. е. около 70 верст. Недурное шоссе и железная дорога соединяют эти два города… Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плеча котомку с самым необходимым добром.
Через ? часа пути дорога выходит из садов яффских и вьется по ровному месту, между полей, нив и деревушек. Идя по этой дороге, мы увидим много любопытного. Старинные полуразрушенные колодцы ютятся в зелени, а возле них толпы женщин в тех же одеждах, с такими же кувшинами, какие были во время Рахили и Лавана; огромные арабы ждут на крошечных осликах; стада овец ожидают своей очереди напиться у колодца; пастухи наигрывают на свирели; женщины идут с фруктами на рынок в Яффу; арабы на верблюдах, на лошадях, на ослах. А вдали синеют Иудейские горы, на которые смотрел еще Авраам и Ной» [4].
К концу 60-х годов XIX века становилось очевидным, что нужно иметь свое подворье для русских паломников в Яффе или ее окрестностях, и архимандрит Антонин Капустин, благодаря своей личной инициативе, как и в случаях с другими русскими участками на Святой Земле, практически осуществил это благое дело.
Храм св.апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффе
В 1868 году архимандрит Антонин приобрел в окрестностях Яффы участок земли, имевший название «Дарбатейн Тавифа – (Два переулка Тавифы) [5]» — (фруктовый сад) [6]. Это место было известно русским паломникам, которые давно выходили на молитву на большой пустырь, рядом с иудейскими могилами. Участок принадлежал двум владельцам и в приобретении его отцу Антонину помог Яков Халеби – многолетний помощник архимандрита Антонина. Участок был оформлен на имя Якова Халеби 18 августа 1868 года [7]].
Францисканский странноприимный дом в Яффе
Яффа. Вид на немецкую колонию.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Но к покупке земель архимандритом Антонином петербургские власти, в лице Азиатского департамента МИДа, а также и Синода, относились неблагожелательно. Приобретения архимандрита Антонина шли вразрез с государственной политикой России того времени – «сохранения статус-кво над святыми местами». Абсурд ситуации заключался в том, что в то же время католики и протестанты приобретали для себя всё, что только возможно, не беспокоясь особо тем, выходят ли они из дипломатических границ. Такое отношение столицы, естественно, вызывало справедливое возмущение и удивление о. Антонина. Странная ситуация получалась, все исповедования покупали земли в Палестине, а Россия, стремившаяся к покровительству Православия и к укреплению своих позиций, отрицательно смотрела на это из-за некоторых сомнительных дипломатических опасений [8].
Дом, построенный о.Антонином на русском участке в Яффе,
использовавшийся как приют для поклонников.
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Яффа. Русский дом в саду Св.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Как бы там ни было, через некоторое время после покупки, на участке появились хозяйственные постройки, дом, который использовался как паломнический приют, и где любил бывать о. Антонин, выкопан бассейн и колодезь для воды. Также были насажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья. Размер земли, купленный в Яффе, равнялся 33.750 кв.м., цена 2.800 франков [9]. С южной стороны был куплен еще небольшой надел за 180 франков.
Склеп св.прав.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Часовня над гробницей прав.Тавифы,
обустроенная еще архимандритом Антонином (Капустиным)
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Русские паломницы в гробнице прав.Тавифы.
Мозаичный пол сохранился с византийского периода.
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Именно этот участок местное предание связывало с местом упокоения св.прав.Тавифы. Архимандрит Антонин с помощью иерусалимского архитектора Конрада Шика [10] нашел место в саду, где при раскопках была обнаружена гробница праведницы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков.
Появление русского участка в Яффе имело большое значение для русских паломников того времени. Теперь, прибывающие к святым местам поклонники, могли воспользоваться русским подворьем, где получали все необходимое по символическим ценам, где их встречали на родном языке. Этот факт отмечается в воспоминаниях Василия Николаевича Хитрово «Путешествие в Палестину».
Да если бы даже этого не проговорил ломанным русским языком, араб смотритель дома, то эта стоящая в дверях богомолка в черном платье и платке на голове, этот самовар, который виднелся на столе в другой комнате, все это напоминало хорошо знакомые картины далекой родины» [11].
Вот как описывался русский участок в Яффе в Акте об учреждении вакуфа [12] архимандритом Антонином от 12 сентября 1889 года:
Весь участок, известный под названием «Дарбатейн Табита» (Два переулка Тавифы), находящийся за пределами Яффы, составляющий часть ее южных земель, расположенный среди развалин общественного водоема, названного «Себиль-аль-Шифа», состоит из двора и сада. На дворе находятся: колодец, резервуар, «финде» («финде» — особое выражение яффских садоводов, означающее деревянную конструкцию, которая поддерживает колесо колодца), железное колесо, дом (две комнаты и коридор в нижнем этаже и четыре комнаты и коридор – в верхнем), три смежные с домом комнаты на южной стороне, с отдельным входом, большая конюшня и помещение, предназначенное для складирования соломы и ячменя, прилегающие к упомянутому дому с восточной стороны, три смежные комнаты в упомянутой конюшней на восточной стороне, большая комната со стенами из дерева и кирпича, расположенная между резервуаром и колодцем, кухня, расположенная напротив упомянутых трех комнат, находящихся на северной стороне. В саду есть различные деревья, механизмы для полива деревьев, ограда из живых кактусов, которая окружает сад с четырех сторон.
Границы:
Границы описываемого «байара» (сада) со всеми его постройками таковы: на юге – проселочная дорога, на которую выходят двое ворот, которые ведут в упомянутый сад, и жилища негров. На востоке – сад Джириеса Даббаса, православного. На севере – виноградник приюта господина нашего, друга Божия, Шейха-эль-Бакри, который (виноградник) является собственностью покойного Ассажа Мансура. На западе –проселочная дорога.
Основание и происхождение:
Описываемый сад куплен учредителем вакуфа, что подтверждается копией ходжета, зарегистрированного в шариатском суде Яффы, причем оригинал хафсета датирован 24 Джемази-ль-Евел 1290, а копия скреплена подписью и печатью бывшего судьи Мохаммеда Решида-эль-Аттара их Дамаска. Строительство зданий и посадка деревьев были осуществлены им на его собственные средства.
Все права на земли, дороги и сооружения всего вышеперечисленного, равно как и то, что может быть к этому присовокуплено, включены в вакуф, который учрежден на основании подлинных документов и является безупречным с точки зрения законности, вакуф безукоризненный и обязательный для соблюдения, где имя никогда не исчезнет и ни одна черта не прейдет, но, напротив, с прошествием времени он (вакуф) будет прочнее и крепче и будет длиться во веки веков, пока Господь, лучший из наследников, не наследует землю и все, что на ней»[13].
Яффа. Судное место.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
«Голгофа» архимандрита Антонина.
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Здесь стали формироваться караваны паломников, шедшие в Иерусалим через селения Рамле, Лидду [14] и Абу Гош в сопровождении охраны и представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 1882 г. и Императорского Православного Палестинского Общества. Скоро вся эта земля с восточной стороны от Яффы превращается в цветущий сад – одно из красивейших мест в городе, и Яффский участок считается одним их самых благоустроенных и красивых владений Русской Духовной Миссии. Архимандрит Антонин любил это место и часто проводил здесь время в летние месяцы и даже соорудил здесь «модель Голгофы» – большой насыпной холм, повторяющий масштаб и общие очертания археологически реконструированной ученым подлинной Голгофы [15].
27 марта 1884 года в Яффу был доставлен на пароходе «Корнилов» большой колокол весом 308 пудов, 2 метра и 13 см диаметром, пожертвованный членом Православного Палестинского Общества Соликамским купцом А. В. Рязанцевым и предназначенный для русского Спасо-Вознесенского храма на Елеонской горе. В августе 1884 года этот колокол, благодаря материальной помощи графини О. Е. Путятиной, был перевезен с пристани в русский сад в Яффе близ могилы св. Тавифы. Далее его предстояло везти на Елеон. Наши усердные паломники тащили его на себе!
Колокол, пожертвованный купцом Александром Рязанцевым,
доставлен на Елеон из Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
«И вот,— писал архимандрит Антонин,— 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения» [16].
Конечно же о.Антонин хотел видеть храм и на участке в Яффо. В 1884 году началась переписка с Петербургом по вопросам постройки на русском участке в Яффо церкви. Отец Антонин заводит дело о постройке церкви и пытается получить фирман от султана. Но дело, как это было обычно при постройке им других храмов на Святой Земле, получает препятствия со стороны турецких властей. Вот что пишет архимандрит Антонин в св. Синод Русской Православной Церкви от 28 октября 1885 года:
Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе была заложена архимандритом Антонином только через 3 года после послания прошения на постройку — 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны. Об основании храма в Яффо пишет в своем дневнике от 6 октября 1888 года архимандрит Антонин (Капустин):
Постройка церкви в саду св.прав. Тавифы в Яффе.
Снимок сделан 4 августа 1889 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Белый иконостас храма был пожертвован в честь 50-летия ученой деятельности архимандрита Антонина и к 25-летию его служения на Святой Земле от Императорского Православного Палестинского Общества [21], о чем свидетельствуют знаки Общества в нижней части иконостаса и письмо помощника председателя ИППО М. П. Степанова начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину):
Иконостас для строящейся Вами церкви в доме св. Тавифы в Яффе, который Вы благосклонно изволили принять как поднесение Императорского Православного Палестинского Общества в память Вашего 25-летнего пребывания в Святом Граде, окончен и сегодня отправлен в Яффу на имя Вл.Н. Тимофеева [22] для передачи его Вам.
Следующие к оному иконы, которые пишутся художником А. З. Ледаковым [23], будут по мере их приготовления также доставляться Вам в Яффу.
Испрашиваю Вашего благословения и поручая себя заступничеству молитв Ваших, остаюсь искренне Вам преданный и сердечно уважающий и проч.» [24]…
Постройка церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Спустя восемь месяцев, 3 декабря 1891 года М. П. Степанов пишет отцу Антонину еще одно письмо:
1. Почтенное письмо Ваше от 24 октября с.г. имел я искренне удовольствие получить и спешу сообщить Вам, что, согласно выраженному Вами желанию, Совет Общества постановил просить Вас не отказать принять от имени Общества 200 сер. На сооружаемую Вами в Яффе церковь. О передаче подарка Вам уведомлен Н. Гр.Михайлов. Нынешний неурожайный год сильно должен отразиться на доходах Общества, что прошу Вас принять в соображение при относительной скудности нашего пожертвования» [25].
Неизвестен, к сожалению, архитектор проекта. Российский ученый-палестиновед Н. Н. Лисовой предполагает, что по архитектурному решению храм ближе к Свято-Троицкому собору Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архитектора М. И. Эппингера.
Этапы постройки церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Колокольня храма, освященного во имя. Св ап.Петра и прав.Тавифы, является самой высокой точкой Яффы и видна со всех сторон. «Очень высокая колокольня церкви видна далеко с моря, а равным образом и с поезда железной дороги» [26]. Строительство колокольни Яффской церкви к моменту ее освящения еще не было завершено. В своем Духовном завещании, продиктованном Императорскому Российскому Генеральному Консулу в Иерусалиме Сергею Васильевичу Арсеньеву, от 19 марта 1894 года, архимандрит Антонин (Капустин) дал особые распоряжения относительно Яффской церкви:
…
9.) Упомянутая в шестом пункте сумма, находящаяся на руках у Г. Осипова, может быть вся истрачена, буде потребуется, на окончание расчетов по постройке Яффской церкви и строящегося при нем домика» [27].
Яффский участок, за счет разнообразия и изобилия на нем фруктовых деревьев приносил годовой доход, практически покрывающий все годовые расходы на его содержание, чего нельзя было сказать об участках Русской Духовной Миссии в Иерихоне, на Елеоне и в Горней:
Доход в год
4.000 франков, получаемых главным образом от продажи апельсинов и маленьких зеленых лимонов. Первых собирают около 120.000 штук и продают по 35–40 франков за тысячу яффского счета, который содержит в себе 1.500 штук, т. е. на сумму 2.800–3.200 фр. Вторых около 12.000 – на сумму 200–240 фр.
Мелких доходов – франков на 600.
Расходы в год
1) Полное содержание четырех мулов и двух ослов…………………….1800 фр.
2) Главному садовнику 1/6 часть доходов, что иногда составляет …700 фр.
3) За окапывание деревьев……………………………………………………400–500 фр.
4) За навоз…………………………………………………………………………150–200 фр.
5) Сторожу до…………………………………………………………………..150 фр.
6) Общему смотрителю за садом не менее………………………………..300 фр.
7) Смотрительнице за приютом поклонническим…………………………550 фр.
8) Поправки по хозяйству………………………………………………………..200 фр.
9) Уплата верги [28] и на школы Турецкому Правительству за почву по переоценке 1305 г. (1889 г.) – 280 пиастров, т.е….. 53 франка
Итого: 4.420–4.570 фр.
Когда о.Антонин купил это имение в 1868 г., то оно представляло собою голое скалистое место. Он заплатил за него 2.800 франков. Турецкою властью в 1305 (1889) году почва и деревья оценены в 50.000 пиастров, т. е. 11.250 фр., а постройки (церковь в оценку не вошла) в сумму 26.000 пиастров, т. е. 5.850 фр.
На самом же деле в нынешнее время дома могут быть оценены в 50.000 франков; а все остальное — в 150.000 франков, кроме церкви, на которую истрачено немного более 60.000фр» [29].
Железнодорожная станция в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
С открытием в 1892 г. железнодорожного пути уходит в прошлое вопрос о размещении поклонников до времени отправления каравана из Яффо в Иерусалим. «Добраться до Иерусалима можно разными способами. Можно ехать по железной дороге, как и делают ныне большею частью богомольцы; можно ехать верхом на лошади; можно ехать верхом на осле; можно ехать в немецком фургоне. Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плечи котомку с самым необходимым добром» [30]. Около часа дня паломники отбывали по Яффо-Иерусалимской железной дороге на чрезвычайно медленно движущемся поезде, который, несмотря на незначительность расстояния – всего 82 версты, находился в пути 6 часов, делая в час не более 15 верст [31].
Так как пароходы прибывали в порт Яффы ранним утром, а до отхода поезда в Иерусалим оставалось значительное время, то по желанию паломники в сопровождении кавасов Императорского Православного Палестинского Общества посещали или греческий Георгиевский монастырь, стоящий у берега моря, или дом и апельсиновый сад, принадлежавший Русской Духовной Миссии с храмом св. ап. Петра и прав. Тавифы. Как в греческом, так и в русском монастырях паломники получали радушный прием. То же происходило и во время ожидания отплытия парохода [32].
Храм во имя св.ап.Петра и прав.Тавифы в Яффе.
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Левый придел, посвященный прав.Тавифе.
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Центральный придел, посвящен веригам апостола Петра.
Иконостас, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом о.Антонину
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Н. Н. Лисовой дает подробное описание церкви внутри: «В церкви два придела. Левый посвящен Тавифе, центральный – «честным веригам апостола Петра» (то есть воспоминанию чудесного освобождения его из тюремных уз). Белый иконостас храма – подарок Антонину от Императорского Православного Палестинского Общества к 50-летию его научной деятельности. Иконостас двухъярусный. Восемь изящных колонок с золочеными капителями в первом ярусе, столько же меньшего размера – во втором. В местном ряду, слева от Божьей Матери, по церковному канону, главный, престольный образ – «Воскрешение Тавифы».
Стенные росписи были осуществлены при одном из преемников Антонина – архимандрите Леониде Сенцове в 1905 году. По преданию, здесь работали мастера из Почаевской лавры. На стенах храма, как и в верхнем ярусе, на хорах, представлены сцены из жизни апостола Петра. На алтарных столпах, отделяющих жертвенник и диаконник от алтаря, изображены Петр и Павел. На остальных столпах, в верхней их части, на уровне хоров — другие десять из числа Двенадцати апостолов. Сейчас, когда росписи прекрасно отреставрированы, можно поверить мемуаристам, что архитектурная значительность и художественность интерьера делали русский храм в начале нашего века одной из выдающихся достопримечательностей древней Яффы» [34].
К сожалению, постройка храма на Яффском участке была последним подвигом отца Антонина, заболев, как считают, еще во время освящения храма в Яффо, через два месяца в канун Благовещения 24 марта 1894 он отходит ко Господу, и русский колокол на Елеоне возвестил об этой утрате – о кончине собирателя Русской Палестины [35].
Мозаичная икона св.прав.Тавифы на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Русские православные паломники из Санкт-Петербурга на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»
Сегодня этот участок в Яффе находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московской Патриархии, он приведен в порядок и благоукрашен во многом стараниями членов Русской Духовной Миссии и прихожан. Храм и колокольня отремонтированы в 1997 г. к 150-летию РДМ. Проведена работа по реставрации настенных росписей. Православные паломники, прибывающие на Святую Землю с разных уголков России и Зарубежья, с радостью и благоговением посещают этот живописный русский уголок на Святой Земле с храмом св.апостола Петра и праведной Тавифы, почитая память выдающегося деятеля Православия архимандрита Антонина.
Примечания
[2]. Мамлюки. Мамлюки (араб.— белые рабы, невольники), воины-рабы (из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов в Египте), из которых была сформирована гвардия правителей династии Айюбидов (1171-1250). БСЭ.
[3]. В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е. стр. 5-6
[4]. Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.
[5]. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[6]. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том I. 17. Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии, за исключением частного владения, приложение к донесению А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. стр. 98. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[7]. О. Л. Церпицкая. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле. Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22
[8]. Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179
[9]. Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Стр.255. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.
[10]. Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179. Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.
[11]. В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е. стр. 5-6
[12]. Вакуф, арабск., по мусульманскому праву, имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота. Первоначально — земли, завоеванные мусульманами у неверных; они составляли собственность государства, но оставлялись за известную повинность (харадж) в наследственном владении и пользовании прежних обладателей. Затем В. назыв. имущества, принесенные в дар мечетям и благотворительным учреждениям. В отличие от духовных (законных) В. учреждались частные (обычные) В. в пользу определенных родов. Управление частными В. находится в руках духовенства за крупное вознаграждение, а доходы идут в пользу определенных лиц. Такие В. возникли ради охраны имущества от захватов корыстной администрации в вост. государствах. В России В. находятся в Крыму и в небольшом числе в Закавказье и Туркестане. 1885 в Крыму учреждена была комиссия об упорядочении вакуфн. имуществ. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[13]. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[14]. Лидда современный город Лод. По преданию Иерусалимской Церкви, здесь жила мать святого, здесь же он был погребен. Церковь св.влкм Георгия Победоносца в Лидде, построена в IV веке.
[15]. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241.
[16]. Цит. по Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия его кончины) // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV Вып.2.с. 95–148. С. М. Дмитревский «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик» стр. 77
[17]. Донесение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина в св. Синод. 28 октября 1885 г. ). АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д., л., 16–17. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 199–200. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[18]. Из дневника арх. Антонина (Капустина) за 28 сентября-6 октября 1888 г. Цитируется по «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Стр. 118. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».
[19]. ЦГИА СПб. ф. 834. г. 1817–1894. оп. 1118–1131. № д. 4. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.
[20]. ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841–1890. оп. 11, 32–34, 39–41, 43, 45, 47–49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47–49, 55–59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.
[21]. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241. Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.
[22]. Тимофеев Владимир Николаевич – консульский агент в Яффе в 1885–1894 гг. Умер в 1894 году и похоронен за алтарем русской церкви во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.
[23]. Ледаков Антон Захарович, учился в Академии художеств (1859-1864), получил звание классного художника 3 степени (1867). Автор икон для русской церкви в Яффо. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.
[24]. Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 8 апр.1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.589, л.3. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 74. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.
[25]. Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 3 декабря 1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.7–7 об.. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 75. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[26]. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.
[27]. Духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). 19 марта 1894 г. Копия с выписки из Актовой книги Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме за 1894-й год, стр. 249–252, № 291. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 227. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[28]. Верга — и «ушур», т. е. поземельный налог и десятинный сбор с урожая. Шумов С.А, Андреев А. Р. с Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.
[29]. Донесение Управляющего Генеральным консульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. 26 сентября 1894 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. Стр. 232. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[30]. Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.
[31]. П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX–XXI веках». Публикация на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/russia/ippo/1/lekzia21/
[32]. Там же.
[33]. Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 160–161. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
[34]. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241.
[35]. Там же.
Список использованной литературы
2. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том I., II. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
3. О. Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21–22.
4. А. Пашков. «Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных». Издательство «Исеть». Г. Щадринск. 2004 г.
5. Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.
6. Архимандрит Киприан (Керн) «О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.
7. С. М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик»
8. «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».
9. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.
10. П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX–XXI веках»
11. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.
12. В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е.
13. Шумов С.А, Андреев А. Р. Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.
Автор: Платонов, Павел Викторович
Источник jerusalem-ippo.org