Русский язык в историческом и сопоставительном освещении. Образовательный курс.
События

Данный курс призван показать особенности лингвистического взгляда на текст, привить элементарные навыки лингвистического анализа: отличать грамматически редкое и необыкновенное от обычного и стандартного, видеть следы древней истории и чувствовать «налет старины» в текстах авторов, к которым мы привыкли относиться как к текстам на современном русском языке (А. Пушкин, И. Тургенев и др.). Читателям, вовсе не владеющим инструментом лингвистического анализа, наблюдение грамматического обаяния лучших образцов русской прозы вряд ли доступно. Осторожное проникновение в глубь истории русского языка дает наглядное представление о том, как языки живут во времени: что в них меняется, что теряется, что сохраняется и в каком смысле о языке можно говорить как о памятнике культуры.

Первоначальное знакомство с древними европейскими языками (латынь, греческий, старославянский) значительно облегчит овладение материалом курса, однако отсутствие навыков в чтении текстов на указанных языках не является препятствием для успешного участия в занятиях. Поскольку основной язык — русский, и как таковой хорошо знаком слушателям, постольку освоение лингвистического инструмента не должно быть трудоемким.

Важная, хотя и не основная, цель курса — продемонстрировать слушателям весь спектр исследовательских задач лингвистики, показать, что «грамматика русского языка» (как и любого родного) отнюдь не сводится к мастерству орфографической и пунктуационной грамотности.

РАСПИСАНИЕ: ПО ЧЕТВЕРГАМ, 19.00 — 20.30

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

Часть первая. Общее знакомство

  1. Современный русский язык в его отношении к церковно-славянскому, древнерусскому.
  2. Образцы текстов (Остромирово Евангелие, Успенский сборник, летописи, грамоты).
  3. Древнейшее диалектное разнообразие: Новгородские, Псковские и другие диалектные черты. Разнообразие современных славянских языков.
  4. Важнейшие грамматические черты стандартного древнерусского сравнительно с церковнославянским.
  5. Грамматический разбор фрагментов текстов.
  • Из Жития Мефодия (по Успенскому сборнику).
  • Из летописей.
  • Из Новгородских грамот на бересте.

Часть вторая. Повторительная грамматика современного русского языка

  1. Фонетика и ударение. Из истории русского ударения.
  2. Графика и орфография. Исторические источники русской орфографии.
  3. Парадигматика (имя и глагол). Следы предшествующих состояний в современной морфологии.
  4. Элементарный синтаксис.
  5. Разбор отрывков из текстов художественной и деловой прозы.

Литература:

  1. Успенский сборник XII-XIII вв. Котков С.И. (ред.) 1971, Наука, Москва
  2. Зализняк А. А. Древне-новгородский диалект, М., 2004
  3. Зализняк А. А. Слово о полку Игореве. Взгляд лингвиста. М., 2004
  4. Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким, Братислава, 1965

Автор курса: Анна Константиновна Поливанова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора компаративистики отдела научных исследований ИВКА РГГУ

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!

Источник courses-dpu.timepad.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9