«Когда, в пору моей юности, я взялся за изучение классической словесности (bonae literae), она была изгнана изо всех школ. Не было пособий, не было наставников. Не было никаких карьерных стимулов. Буквально все меня от этого отговаривали».
Ситуация, описанная Эразмом Роттердамским в посвящении к его книге Antibarbari, вполне применима к сегодняшней ситуации в гуманитарных науках.
Классическое образование было воспринято Эразмом через итальянских гуманистов — которые, в свою очередь, привезли его из Византии, хранившей классический syllabus на протяжении тысячелетия. Эта непрерывная традиция, продолжившаяся в Европе и в Новое время, оказалась искусственным образом прервана в Советском союзе. Возможность основательно изучать языки Европейской культуры, сопровождавшие ее на протяжении всей ее истории, осталась только у филологов-классиков.
В 90-ые годы древние языки начали понемногу возвращаться в программы гуманитарных специальностей, но в таком урезанном виде, что применять их почти невозможно. Включение студентов в научную работу по целому ряду направлений гуманитарных исследований (истории, филологии, философии) затруднено, пока они знакомятся с европейской классикой по переводам.
Греко-латинский клуб Antibarbari призван стать средой для освоения лучших образцов греко-латинской литературы. Основная форма работы -- семинары по медленному чтению античных и средневековых авторов. Мы будем рады участию коллег: преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов.
Список семинаров на 1-й и 2-й модуль 2016/2017 учебного года:
1) Глухов Алексей Анатольевич: продолжающий древнегреческий язык. Занятия проводятся на С. Басманной по пятницам в 12.10-13.30 (с 30 сентября).
2) Марей Александр Владимирович. Медленное чтение: Франсиско да Витория (Лекция о магии); Гинкмар Реймсский (историк и богослов эпохи Каролингов) и Иоанн Скот Эриугена.
3) Алиева Ольга Валерьевна. Медленное чтение: "Федон" Платона; "О блаженной жизни" Августина. Занятия с 8 октября по субботам на С. Басманной.
Подробности (время, место, учебные материалы и т.п.) уточняйте у руководителей семинаров.
Источник phil.hse.ru