В институте философии Российской Академии Наук cостоится защита докторской диссертации на тему: "Философия и теология Пауля Тиллиха"
События
Цели и задачи исследования.
Основной целью исследования является анализ экзистенциальной онтологии Пауля Тиллиха в контексте его философии и теологии. Реализация этой цели требует решения следующих задач:
- показать, что одна из главных тем творчества Тиллиха – место христианства в современной культуре и экзистенциальном опыте современного человека
- определить позицию Тиллиха по вопросу взаимоотношения философии и теологии
- выяснить соотношение и «правомерность» понятий «экзистенциализм», «экзистенциальная философия», «религиозный» и «атеистический» экзистенциализм, а также «экзистенциальная теология»
- показать, что понятие Бога у Тиллиха – теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира
- выяснить, что концепция Тиллиха – альтернатива двум крайностям протестантской теологии: с одной стороны, она противостоит «либеральной теологии» XIX века, растворяющей Бога в морали и светской культуре, а с другой стороны Кьеркегору и «теологии кризиса» К.Барта, для которых Бог и мир абсолютно несоизмеримы
- выявить непосредственную рецепцию идей М.Хайдеггера П.Тиллихом (понятия «бытие», «забота», «временность»,
- показать, что одна из главных тем творчества Тиллиха – место христианства в современной культуре и экзистенциальном опыте современного человека
- определить позицию Тиллиха по вопросу взаимоотношения философии и теологии
- выяснить соотношение и «правомерность» понятий «экзистенциализм», «экзистенциальная философия», «религиозный» и «атеистический» экзистенциализм, а также «экзистенциальная теология»
- показать, что понятие Бога у Тиллиха – теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира
- выяснить, что концепция Тиллиха – альтернатива двум крайностям протестантской теологии: с одной стороны, она противостоит «либеральной теологии» XIX века, растворяющей Бога в морали и светской культуре, а с другой стороны Кьеркегору и «теологии кризиса» К.Барта, для которых Бог и мир абсолютно несоизмеримы
- выявить непосредственную рецепцию идей М.Хайдеггера П.Тиллихом (понятия «бытие», «забота», «временность»,
«конечность», «бытие-к-смерти» и др.) – тем более, что сам Тиллих такой рецепции не признавал
- выяснить позицию Тиллиха в отношении языка современной теологии и сравнить с позицией Р. Бультмана (возможности использования языка философии современной теологией).
- выяснить позицию Тиллиха в отношении языка современной теологии и сравнить с позицией Р. Бультмана (возможности использования языка философии современной теологией).
Положения, выносимые на защиту.
- философская теология Пауля Тиллиха является проектом в рамках протестантского модернизма ХХ века, а именно «философским теизмом», то есть концептуализацией, осуществлённой в рамках христианской теологической и европейской философской традиций
- вопрос о взаимоотношении философии и теологии является осевым для учения Тиллиха. В ХХ веке этот вопрос был поставлен с новой остротой заставившей вернуться к началам западной цивилизации, заново помыслить её двойную принадлежность истинному бытию Парменида и открывающему себя Богу Моисея, пророков и Христа. Автор диссертации не стремится исследовать в целом историю вопроса об отношении философии и теологии, который является традиционным для европейской мысли со II в. н. э., но в ходе исследования выясняет, какую именно философскую и теологическую традицию продолжает Тиллих и что нового он в неё вносит
- одним из важнейших в теологической системе Тиллиха является понимание существования как отчуждения. Большинство религиозных мыслителей ХХ века (причём не только христианских мыслителей) восприняли философское понятие «отчуждение» как коррелят богословских представлений о богооставленности, тварности и греховности
-решающее влияние на философско-теологическую концепцию Тиллиха оказали идеи «фундаментальной онтологии» Хайдеггера хотя сам Тиллих такого влияния не признавал
- ядром всего учения Тиллиха – как философии, так и теологии – является учение обытии. Он, как уже говорилось, стремился открыть новые пути в онтологии в духе Платона, Августина, Хайдеггера, с одной стороны, а также Фихте, позднего Шеллинга и Гегеля – с другой. Несмотря на такую мощную «встроенность» в философскую ибогословскую традиции, многие теологи и исследователи считали (считают) Тиллиха «гностиком» или «еретиком» в теологии. Дело здесь прежде всего в его понимании Бога как Бытия (Самого-Бытия) и Христа как Нового Бытия.
- два важнейших направления протестантской теологии ХХ века – «теология кризиса» Карла Барта и «неолиберальная теология» Пауля Тиллиха по-разному отреагировали на кризис европейской цивилизации ХХ века. Они противоположным образом ответили на вопрос: может ли философия оказаться секулярным изложением Новозаветного понимания мира и человека и может ли теология пользоваться языком философии или должна от него отказаться. Тиллих на эти вопросы ответил утвердительно, Барт – резко отрицательно.
- в ситуации Германии времён правления национал-социалистов для Тиллиха и Барта было абсолютным неприятие нацистского режима, однако богословские основания этой позиции (понятие истории, веры, религии, культуры, священного и мирского) сильно различались.
- несомненно, творчество Тиллиха нужно понимать как следование экзистенциальной философии в её принятии тревоги в качестве непосредственного восприятия индивидом конечности собственного бытия и, кроме того, его онтологию в целом следует понимать именно как построенную на экзистенциальной основе
- Тиллих определяет религиозную веру как «Предельную заботу». Принимая Хайдеггерову категорию заботы, Тиллих выстраивает иерархию забот: через «обычную» заботу «просвечивает» ещё Предельная забота человека о смысле его бытия
- одна из ключевых тем творчества Пауля Тиллиха — место христианства в культуре иэкзистенциальном опыте современного человека. Философия культуры для Тиллиха – то метафизика, открывающая путь для истолкования в свете Безусловного любого
жизненного явления, которое всегда есть единство временного и вечного, явления и сущности, конкретного и универсального
- философская теология Пауля Тиллиха является проектом в рамках протестантского модернизма ХХ века, а именно «философским теизмом», то есть концептуализацией, осуществлённой в рамках христианской теологической и европейской философской традиций
- вопрос о взаимоотношении философии и теологии является осевым для учения Тиллиха. В ХХ веке этот вопрос был поставлен с новой остротой заставившей вернуться к началам западной цивилизации, заново помыслить её двойную принадлежность истинному бытию Парменида и открывающему себя Богу Моисея, пророков и Христа. Автор диссертации не стремится исследовать в целом историю вопроса об отношении философии и теологии, который является традиционным для европейской мысли со II в. н. э., но в ходе исследования выясняет, какую именно философскую и теологическую традицию продолжает Тиллих и что нового он в неё вносит
- одним из важнейших в теологической системе Тиллиха является понимание существования как отчуждения. Большинство религиозных мыслителей ХХ века (причём не только христианских мыслителей) восприняли философское понятие «отчуждение» как коррелят богословских представлений о богооставленности, тварности и греховности
-решающее влияние на философско-теологическую концепцию Тиллиха оказали идеи «фундаментальной онтологии» Хайдеггера хотя сам Тиллих такого влияния не признавал
- ядром всего учения Тиллиха – как философии, так и теологии – является учение обытии. Он, как уже говорилось, стремился открыть новые пути в онтологии в духе Платона, Августина, Хайдеггера, с одной стороны, а также Фихте, позднего Шеллинга и Гегеля – с другой. Несмотря на такую мощную «встроенность» в философскую ибогословскую традиции, многие теологи и исследователи считали (считают) Тиллиха «гностиком» или «еретиком» в теологии. Дело здесь прежде всего в его понимании Бога как Бытия (Самого-Бытия) и Христа как Нового Бытия.
- два важнейших направления протестантской теологии ХХ века – «теология кризиса» Карла Барта и «неолиберальная теология» Пауля Тиллиха по-разному отреагировали на кризис европейской цивилизации ХХ века. Они противоположным образом ответили на вопрос: может ли философия оказаться секулярным изложением Новозаветного понимания мира и человека и может ли теология пользоваться языком философии или должна от него отказаться. Тиллих на эти вопросы ответил утвердительно, Барт – резко отрицательно.
- в ситуации Германии времён правления национал-социалистов для Тиллиха и Барта было абсолютным неприятие нацистского режима, однако богословские основания этой позиции (понятие истории, веры, религии, культуры, священного и мирского) сильно различались.
- несомненно, творчество Тиллиха нужно понимать как следование экзистенциальной философии в её принятии тревоги в качестве непосредственного восприятия индивидом конечности собственного бытия и, кроме того, его онтологию в целом следует понимать именно как построенную на экзистенциальной основе
- Тиллих определяет религиозную веру как «Предельную заботу». Принимая Хайдеггерову категорию заботы, Тиллих выстраивает иерархию забот: через «обычную» заботу «просвечивает» ещё Предельная забота человека о смысле его бытия
- одна из ключевых тем творчества Пауля Тиллиха — место христианства в культуре иэкзистенциальном опыте современного человека. Философия культуры для Тиллиха – то метафизика, открывающая путь для истолкования в свете Безусловного любого
жизненного явления, которое всегда есть единство временного и вечного, явления и сущности, конкретного и универсального