Новое издание продолжило серию, успешно начатую книгой Марины Нефедовой «Душа вашего ребенка» (М.: «Никея», 2014). На встрече также был представлен роман этого же автора «Лесник и его нимфа», где речь идет о девушке-подростке, которая ищет Бога и свой путь в жизни.
Автор предисловия и главы «Подросток глазами священника», декан Психологического факультета РПУ о. Петр Коломейцев признался, что писать эту книгу ему очень помогли воспоминания о собственном подростковом возрасте. «Самой главной бедой родителей» он считает «капризы памяти»: когда родители забывают, что сами были детьми, забывают свои подростковые чувства, беды и проблемы. Работая над книгой, священник представлял тех родителей, которые «не понимают своих подростков, орут на них», и ощущал себя «адвокатом со стороны подростков». По его мнению, родитель подростка «должен быть отважным человеком, храбро и трезво погружаться в его проблемы, одной ногой оставаясь на твердом берегу здравого смысла». О. Петр полагает, что родителям, которые хотят наладить контакт с подростком, стоит «расстаться с идеей, что они лучшие в мире педагоги», и со многими мифами относительно «вдруг испортившегося ребенка». Один из путей возобновления диалога в семье заключается в том, чтобы родитель мог «показать себя живым человеком, с непосредственной реакцией, со своим опытом, со всеми своими мульками и феньками – тогда подросток увидит в нем собеседника». Реальные примеры подобного рода приведены в книге.
«Расслабиться и вспомнить себя» -- такой же совет дает взрослым, озадаченным изменившимся поведением своих отпрысков, Марина Нефедова, мама двух взрослых детей. По ее словам, подростковый возраст – «невыносимо трудный, но и самый прекрасный в жизни, когда делаются потрясающие открытия, по силе переживания, по интенсивности чувств сравнимые с великими открытиями ученых».
Преподаватель психологического факультета РПУ Наталья Инина тоже говорила об особенностях подросткового возраста, которому свойственны «и высота, и провалы, максимализм и «черно-белые качели». Но все это на поверхности, а внутри у ребенка могут быть «тончайшие переживания», и взрослым необходимо помнить об этом. Психолог напомнила об опыте общения с подростками митрополита Сурожского Антония: он акцентировал внимание на трех базовых ценностях – уважении, любви и дружбе. «Если эти уровни работают, если мы можем любить, уважать нашего подростка и дружить с ним, тогда могут решиться проблемы границ, твердости\мягкости и многие другие», -- убеждена Н. Инина.
Психолог, руководитель подросткового приходского клуба храма свв. бессребреников Космы и Дамиана Петр Дмитриевский предостерег родителей от «псевдогуманистических идей»: многие мамы и папы озабочены исключительно тем, чтобы выразить свое сочувствие подростку, тогда как ему необходима «встреча с реальностью и обратная связь, не всегда приятная». Речь не идет о жесткости, а об «устойчивости» родительской позиции, которая не позволяла бы подростку «сесть нам на плечи», но учила бы его участвовать в общих домашних делах, договариваться о справедливом распределении обязанностей, а самим родителям позволяла «обучаться конфронтировать» -- это тоже надо делать грамотно. П. Дмитриевский написал в книге главу о том, как договариваться с подростком.
Библеист, специалист по работе с молодежью Владимир Стрелов обсуждает в книге с родителями трудную тему половой самоидентификации подростков. Он пишет о том, как помочь подростку, не уверенному в своей ориентации; как распознать «симптомы неблагополучия»; как родителям общаться с ребенком, если гендерные отклонения налицо. Эти проблемы крайне сложны, в том числе – для верующих людей. Насколько самоидентификация подростка зависит от неких врожденных факторов или от семьи, от воспитания? Существует большая литература на эту тему, но как найти правильный ответ? «Надо воспитывать детей в вере и в заповедях», -- этим ответом своего учителя, библеиста Ильи Грица В. Стрелов поделился с читателями.
Большой раздел о психологии подростков в книге принадлежит перу питерского психолога Валентины Казанской. Редактор издания Анна Симкина обратила также внимание на небольшую, но очень информативную главу врача Марии Слипки, в которой речь идет о физическом и психическом здоровье подростков, приводится статистика состояния их здоровья на протяжении ряда лет.
«Как взрослым правильно вести себя с подростками?» -- вокруг этой темы сосредоточилась дискуссия на презентации. В завершении вечера психолог Наталья Инина сместила фокус обсуждения, задав риторический вопрос: «А взрослые ли сами взрослые?» По ее наблюдениям, многие родители реагируют на трудности в поведении своих подростков, как дети: «обижаются, качают права, проецируют на детей свои проблемы и т.д.». «Если у нас есть дети, это вовсе не делает нас автоматически взрослыми. Это дает нам шанс стать взрослыми. Тогда мягкость будет мягкостью, а твердость – твердостью взрослого человека. Если мы рискуем назвать себя взрослыми, то это – путь, а не факт», -- сказала она.
http://blagovest-info.ru/