В начале встречи, которая прошла в актовом зале академии, владыку Илариона приветствовал ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий.
Первая лекция архиепископа Илариона была посвящена смыслу священнического служения, важности духовной и интеллектуальной подготовки к нему. «Призвание к священству заключается прежде всего в любви к алтарю и богослужению. Если у человека нет этой любви, если алтарь не притягивает его, а православное богослужение кажется долгим или скучным, значит, у него нет призвания к служению», — сказал, в частности, архипастырь.
Он подчеркнул, что сердцевиной священнического служения является именно предстояние престолу, совершение Божественной литургии: «Все остальные функции священника, а сегодня они очень многообразны — это и проповедническая, и миссионерская деятельность, не говоря уже о совершении треб, о посещении больных и умирающих, о духовничестве, – вытекают из совершения Божественной литургии. Именно она является тем духовным стержнем, вокруг которого должна строиться жизнь священника».
Неким барометром, по которому можно судить, есть ли у человека призвание к священству, может служить его отношение к литургии, причем это отношение в полной мере должно проявиться за пределами алтаря, пока он еще мирянин, уверен архипастырь.
Говоря о времени учебы будущих пастырей в Духовных школах, владыка Иларион подчернул, сколь важно самостоятельно работать с первоисточниками, читать творения святых отцов, не ограничиваясь лишь тем, что можно почерпнуть из учебника.
Это имеет отношение не только к интеллектуальной, но и к духовной жзни человека, продолжил архиепископ Волоколамский Иларион, подчеркнув, что нельзя духовно возрастать, лишь пассивно воспринимая привносимое извне: «Невозможно развить в себе внутренний стержень, который необходим для того, чтобы быть подлинным пастырем, если все обучение будет сводиться к заучиванию тех или иных сведений, дат, имен, фактов истории. Только если человек в процессе обучения научится размышлять, самостоятельно приходить к каким-то выводам, если он научится творчески мыслить, творчески подходить к жизни – только в этом случае учеба принесет ему пользу. И поэтому в процессе подготовки к принятию священного сана, в процессе обучения очень важно то, что мы называем самоподготовкой и то, что происходит помимо учебных программ».
Во второй лекции архипастырь рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей и задачах, стоящих в настоящее время перед Русской Православной Церковью в сфере ее внешней деятельности.
Обратившись ко времени учреждения ОВЦС, он отметил: «Отдел внешних церковных сношений был создан в 1946 году, в послевоенное время, когда Церковь начинала выходить из полосы жесточайших гонений, начинала выходить из изоляции. В те же годы воссоздавались Духовные школы, начали открываться монастыри, ранее закрытые. Это был период определенного возрождения церковной жизни, даже если это возрождение происходило в очень ограниченных масштабах и под очень жестким контролем государства. Одним из аспектов того церковного возрождения было расширение, а по сути дела, возобновление после длительного перерыва международной деятельности Церкви. Таким образом, Церковь оказалась представленной на международной арене как в плане ее участия в экуменическом движении и межхристианских связях, так и в плане ее вовлеченности в различные миротворческие инициативы. Для нашей Церкви это было необходимо по очень многим соображениям, прежде всего потому, что такая вовлеченность давала ей возможность быть представленной на международной арене, а значит — в какой-то степени защищала от гонений внутри страны».
Архиепископ Волоколамский Иларион рассказал об архипастырях, в разное время возглавлявших ОВЦС, остановившись, в частности, на деятельности митрополита Никодима (Ротова), который, напомнил высокопреосвященный владыка Иларион слова Святейшего Патриарха Кирилла, в те сложные годы отстаивал право быть верующим церковным человеком и при этом являться полноценным членом общества.
Иерарх также рассказал о трудах на посту председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
«При митрополите Кирилле ОВЦС превратился в своего рода мозговой центр Русскои Православной Церкви, он занимался не только внешнеполитической деятельностью, но и выполнял разнообразные функции, связанные со взаимоотношениями Церкви и государства внутри России и на постсоветском пространстве», — подчеркнул архиепископ Иларион.
Он также рассказал слушателям о различных аспектах деятельности Отдела внешних церковных связей в современных условиях.
Во встрече в Санкт-Петербургской духовной академии приняли участие студенты и преподаватели СПбДА. После каждой из лекций иерарх отвечал на многочисленные вопросы.
В завершение встречи со словами благодарности к архиепископу Илариону обратились старший проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков и помощник проректора по научно-богословской работе, главный редактор журнала «Невский богослов» А.А. Горожанкин.