Освоенное пространство структурируется созданными его обитателями конкретными местами-локусами разного масштаба и типа. Ими может быть территория этноса, город, заключающий в себе целый конгломерат локусов, таких как храм, дом, сад и т.д., а также природными феноменами (гора, дерево, река). Все они способны выступать как знак этнической, национальной и персональной идентификации, включаясь тем самым в национальный дискурс. Однако каждое место, каждый локус можно рассмотреть и как особый текст, обладающий своей семантикой и мифопоэтикой. Понятие место может выступать и как метафора, приобретая дополнительную семантику и участвуя в творении художественных образов и новых понятий.
Свои особые возможности и свойства место обнаруживает как художественное пространство. Там возникают его многообразные корреляции с различными видами искусства, а также их синтез, появляются особые функции места как хранителя художественных произведений – производное от особенностей их бытования. Место оказывается не только запечатленным в качестве определенной модели, образа, «портрета местности», но как интерьер становится самостоятельным объектом художественного осмысления и оформления, меняющегося со сменой исторических эпох и стилей. Именно в интерьере устанавливаются особые коннотации места и вещи, благодаря которым они получают дополнительные значения.
Формирование этнического, а затем и национального сознания славянских народов, развитие их культур, а затем и процессов их национальной самоидентификации, сопровождались многократным изменением границ, разъединявших и соединявших этносы и их части, внутренними территориальными переделами. В результате вопрос сохранения своего национального места-пространства на протяжении веков не утрачивал остроты и может быть прослежен в историческом развитии по отдельным эпохам.
Не менее перспективна заложенная в программу конференции возможность комплексной репрезентации места и в качестве историко-культурного концепта, и как действительного явления. Использование методов истории, культурной антропологии, этнолингвистики, этнологии, филологии, искусствоведения, гуманитарной географии и др. позволит выявить комплекс различных по типу идей и образов, в которых зафиксированы сакрализованные, мифологизированные, исторические, социально-психологические, художественно-эстетические, визуально конкретные представления человека об окружающем его мире и своем месте в нем, а также о месте как таковом, что в свою очередь, откроет возможность вписать эти явления в контекст национального дискурса, а тем самым раскрыть дополнительные характеристики самого дискурса.
Хронологические рамки проекта (а точнее их отсутствие – предполагается использование материала от древности до современности) дают возможность выбрать для докладов объекты, позволяющие обозначить эволюцию концепта места, его изменяющуюся аксиологию. Все они способны выступать как знак этнической, национальной и персональной идентификации, а также самоидентификации.
В процессе развития национальной мысли формируется ценностная шкала мест (природных, обустроенных человеком, отмеченных историей). Она определяется посредством выработки соответствующих критериев в различных социальных и культурных стратах (традиционной, «ученой», массовой, поп-культуре), а также на индивидуальном, групповом и национальном уровне. Экология человека вписывает его деятельность и представления о месте в общие фундаментальные проблемы отношений человек–природа–культура. Связь категории места с проблемой пространства, его освоением и концептуализацией, а также с его «обнаружением», «раскрытием» и структурированием (пространство становится «видимым», когда оказывается обозначено и/или наполнено объектами) позволяет предполагать, что конференция будет иметь целенаправленный характер.
По материалам конференции предполагается в 2016 г. подготовить книгу. Темы доклада с аннотацией (в пределах 500 знаков) принимаются до 20 сентября 2015 г. Продолжительность докладов 20 мин. Выступление в дискуссии – 7 мин.
К сожалению, организаторы не смогут компенсировать участникам расходы на проезд и проживание в Москве, однако мы имеем возможность предоставить иностранным докладчикам визовую поддержку.
С уважением председатель оргкомитета конференции и автор проекта,
главный науч. сотр. Института славяноведения РАН, канд. искусствоведения, д.и.н. Инесса Ильинична Свирида. Для уточнений inessvir@yahoo.com; isvirida@inbox.ru тел. моб. 7 915 2977438
Предварительная тематика и структура конференции:
I.МЕСТО и ПРОСТРАНСТВО
Роль места и его локусов в структурировании пространства
Место как освоенное человеком жизненное пространство
Местои сакрализация, мифологизация, историзация, персонализация пространства
II.МЕСТО В КАРТИНЕ СЛАВЯНСКОГО МИРА
Место как знак этнокультурной и национальной идентификации
Aксиология природного и культурного места, ее критерии
Функции места: сакральные и мирские, духовные и практические
III. МЕСТО И ЕГО ЛОКУСЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
Место как святилище, национальная территория, мемориал
Отечество и чужбина
Дом и его интерьер – от избы, топившейся ‘по-черному’ до музейных залов
IV. MЕСТО И ЛИЧНОСТЬ
Место и самоидентификация личности
Место как судьба – обретение и утрата, “чужое” как “свое”, “свое” как “чужое”,
Возвращение
V. МЕСТОВ КУЛЬТУРЕ
Место в различных стратах культуры – традиционной, «ученой», массовой, поп-культуре
Место и язык Центр и периферия
МЕСТО, его вещный мир и мифологизация
Место и литература:
Место в литературе как лейтмотив биографического текста
Местокак метафора
МЕСТО и искусство:
Образ места и его репрезентация
Виды искусства и способы художественного освоения места – визуальные, вербальные,
звуковые, пластические.
Место и синтез искусств
Место и театр: сцена как место театрального действия; место как сцена жизни
inslav.ru