Перед открытием форума участникам были показаны отреставрированные памятники архитектуры — караульные кельи Казанской башни и Домик келаря. Также к 85-летию музея в его стенах были представлены фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и иконы из частного собрания коллекционера В. Гулько.
Директор музея Галина Иванова, посвятившая свой доклад «итогам и перспективам» музея, отметила, что «про итоги не надо рассказывать, их надо смотреть», а о перспективах «говорить сложно». Тем не менее она рассказала о новых экспозициях музея, в частности, посвященных археологическим находкам. Что касается «перспектив», то директор отметила «чувство безвыходности», поскольку все более ощущается «государственное негативное отношение к музеям». Она напомнила, что в правительстве подготовлен проект закона о передаче Церкви имущества религиозного значения. «В целом, — отметила Г. Иванова, — закон не вызывает возмущения и отторжения». Беспокойство вызывает непроработанность некоторых формулировок, положений, касающихся музейных фондов. «В законе вообще не проговаривается будущее музеев, которые находятся в храмах или монастырях, — сказала директор. — Не говорится о том, что им должны быть предоставлены другие помещения или условия существования». И если вдруг, предположила Г. Иванова, завтра возникнет вопрос передачи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Церкви, то в условиях города Кириллова прочие коллекции девать будет некуда. И потому, подчеркнула она, «закон настораживает, даже пугает». И хотя музейное сообщество России ставит эти вопросы, ответа на них по-прежнему нет. Уповать приходится «только на добрую волю владык»: там, где отношения музеев и епархиальных управлений складываются благополучно, может не произойти негативных явлений, связанных с уничтожением музеев. В этом смысле Кирилло-Белозерскому музею повезло: с архиепископом Максимилианом, который много лет возглавляет Вологодскую епархию, сложились сотруднические отношения; такие же отношения складываются и с Кирилло-Белозерским монастырем, действующим сейчас на территории музея. «Все, что возникает с той и другой стороны, разрешается путем простого обсуждения, мы находим общий язык», — рассказала Г. Иванова. Однако когда «законодательно мы не защищены, зависим только от персон, это очень опасно», подытожила директор. Она рассказала также о бюрократических препятствиях, возникавших в процессе реставрации памятников зодчества, в частности, в связи с реставрацией деревянной церкви Ризоположения.
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, поздравив с 85-летием музея-заповедника его сотрудников, отметил большую работу, проделанную директором. Он выразил понимание озабоченности, высказанной в связи с проектом закона. «Это болезненный процесс, — считает архиепископ. – В свое время отняли у Церкви, теперь хотят отнять у музеев. Мне кажется, если была допущена одна ошибка, надо делать выводы, и не допускать повторной ошибки в другом направлении». По его словам, он и руководитель музея неоднократно обсуждали эти проблемы. Подчеркнув, что музеи и Церковь выполняют разные функции, он в то же время отметил, что их многое объединяет: в частности, стремление сохранить лучшие образцы искусства. Архиепископ Максимилиан выразил радость в связи с тем, что «у нас доброе сотрудничество, которое зависит от внутреннего устроения той и другой стороны». В коллективе работников музея архиепископ видит единомыслие – единомыслие людей, которые «родились, выросли на вологодчине, и думают о том, что будет после нас». Одним из главных критериев духовного устроения является мир. «Благодарю Бога, что у нас на вологодчине есть и мир, и согласие», — завершил свое выступление глава Вологодской епархии.
Участников конференции приветствовали также представители исполнительной и законодательной власти Вологодской области, городской и районной администрации, учреждений культуры, Каргопольского, Ростовского и Вологодского музеев, реставрационных организаций, в частности, московского Государственного НИИ реставрации, сотрудники которого более сорока лет выполняют работы по реставрации объектов и экспонатов музея. После пленарного заседания работа конференции проходила в секциях.
На конференции с докладами выступили З. Дмитриева («Итоги и перспективы издания документальных материалов из архива Кирилло-Белозерского монастыря XVI-XVIII вв»); М. Корогодина («Особая редакция Кормчей книги из Кирилло-Белозерского монастыря»); М. Серебрякова («О некоторых особенностях захоронений на территории Кирилло-Белозерского монастыря в XVII веке» ); А. Мельник («Почитание русских святых в Кирилло-Белозерском монастыре XVI веке»); В.Липовецкий («Святоотеческое наследие преподобного Нила Сорского: актуальность для современников»); Е. Белякова («Паисий Ярославов и распространение Кормчих в Белозерье»); Е. Ройзман («Складни в русской иконописи»), Н. Афанасьева («Природные условия строительства и сохранения храмов Белозерья») и другие.
Справка (по материалам изданий музея): Кирилло-Белозерский монастырь был основан в конце XIV века на землях бывшего Белозерского княжества, его основатель – Кирилл – происходил из знатного боярского рода Вельяминовых. В конце XIV – начале XVI веков Кириллов стал центром движения нестяжателей, в монастыре подвизались известные представители этого течения, в частности, Нил Сорский. На церковном соборе в 1503 году нестяжатели потерпели поражение. В XVI веке духовный авторитет старцев монастыря привлекает в него богомольцев. Уже в конце XVI века на берегу Сиверского озера возник монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевой лаврой. Хорошо укрепленный монастырь рано стал местом ссылки в России, в частности, во времена Ивана IV (Грозного). Здесь провел 15 лет опальный Патриарх Никон.
Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. В дальнейшем, после реформ Петра и выхода России в Балтийское море, монастырь был отстранен от участия в военной и политической истории. Сократилось количество насельников; во второй половине XVIII века монастырь стал сдавать опустевшие здания в аренду. Почти сто лет на территории монастыря размещалась кирилловская городская уездная тюрьма. В 1914 году епископ Кирилловский Иоанникий поставил вопрос перед Новгородской духовной консисторией о капитальном ремонте сооружений монастыря, однако начавшаяся война не позволила осуществить намеченные планы.
В 1918 году в Кирилловском уезде началась национализация монастырских земель и церковного имущества. Архимандрит Варсонофий, пытавший уберечь монастырь от разграбления, был расстрелян. В 1924 году монастырь был закрыт, а на части его территории создан музей. «Судьба музея, штат которого первое время состоял из директора и двух-трех сторожей, много лет была не менее сложной и драматичной, чем монастыря в последние годы его существования», - пишет исследователь И. Смирнов в очерке, посвященном истории монастыря. В 1919-1940 годах проводился комплекс противоаварийных и восстановительных работ, благодаря которым были спасены многие памятники монастыря. В 70-е годы был разработан генеральный проект реставрации и проведены первые опыты реконструкции памятников.
В 1997 году Президентским указом архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей в составе Кирилло-Белозерского музея-заповедника вошли в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.