Вышел новый номер 2(26) Вестник ПСТГУ
События
Содержание:
Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия
Аннотация: В настоящей работе приводится перевод первого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия. Первый титул посвящен общим вопросам христианской веры и представляет собой своего рода введение в шестнадцатую книгу Кодекса. В него вошло четыре императорские конституции, в том числе —знаменитый фессалоникский эдикт Феодосия I.
Аннотация: С именем епископа Михаила Грибановского связаны многие глубинные процессы в русской духовной традиции последней четверти XIX в.: движение за восстановление патриаршества, обновление приходской жизни, стремление придать богословским истинам прямое жизненное значение, поиски новой христианской философии. Тем не менее, его имя, его наследие и сегодня известны далеко не всем. В статье делается попытка дать богословский портрет владыки Михаила —иными словами, представить читателю очерк становления его личности и богословской мысли в их внутренней органической взаимосвязи.
Вопрос о статусе богословия как науки в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трёльч, Тиллих).
Аннотация: В статье после краткого изложения представлений о научном характере богословия на Западе в средние века, — рассматриваются учения о богословии как науке немецких протестантских теологов —Ф. Шлейермахера (1768–834), Э. Трёльча (1865–923) и П. Тиллиха (1886–965). Если Шлейермахер, следуя идеям эпохи Просвещения, обосновывает место богословия в университете соображениями исключительно практического характера, то Трёльч и Тиллих пытаются осмыслить самостоятельный научный статус богословия в дискуссии с передовыми представлениями своего времени о науке.
Моральное учение и метафизика И. Канта в интерпретации А. И. Введенского
Аннотация: Статья посвящена творчеству русского философа-кантианца, профессора философии Санкт-Петербургского университета А. И. Введенского. Автор рассматривает вклад, внесенный Введенским в обоснование критической метафизики немецкого философа, основанной на моральной вере. Особое внимание уделяется проблеме веры и знания, пониманию постулатов практического разума как догматов моральной веры, осуществленной Введенским логицизации концепции Канта.
Аннотация: Центральное философское произведение С. Л. Франка —Непостижимое —рассматривается в статье в направлении, указанном его подзаголовком, как опыт онтологического введения в философию религии. С этой точки зрения анализируются предложенный философом метод антиномистического монодуализма, понятия живого знания, трансцендирования, откровения. Далее предметом обсуждения становится осуществленный Франком феноменологический подход к выявлению Абсолютного как особого рода данности внутреннего опыта и встающие в связи с этим проблемы философии религии: достоверность Божества, Его мыслимое отношение к человеку и миру, проблема зла. С точки зрения автора, Франку удалось в своей работе показать, что рациональная неразрешимость основных проблем религиозного сознания свидетельствует не о ложности этого сознания, а о границах самой рациональности.
Рецензент: Антонов К. М. Стр. 133 – 137