Научный консультант Ю.А. Сорокин– доктор исторических наук
Официальные оппоненты: А.Р. Соколов – доктор исторических наук
Н.Н. Родигина – доктор исторических наук
Е.Е. Дутчак – доктор исторических наук
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Негативный эмоционально-окрашенный стереотип патриарха Никона как развенчанного «культурного антигероя» в рамках национальной картины мира был разработан в полемической литературе во второй половине 60-х - 70-е гг. XVII в. и продолжал развиваться на протяжении XVIII-XIX вв., что соответствовало концепции надконфессионального государства.
2. В почитании патриарха Никона как местночтимого святого зарождалась традиция апологетики, основанная на святоотеческих ортодоксальных мировоззренческих установках. Адепты патриарха Никона в рамках этой традиции осуществили публикацию основных источников по идейному наследию и хозяйственной деятельности, что позволило авторам реконструировать реальные исторически-обоснованные воззрения и деяния патриарха.
3. Богословское творчество патриарха Никона имеет ярко выраженные христо-экклесиоцентричные корни - он был выразителем исихастско-ориентированной богословской традиции.
4. Метод работы патриарха Никона с текстом первоисточника можно охарактеризовать как реконструктивную интертекстуальность. Патриарх Никон применял нарративно-экзегетический метод, вписывая евангельские цитаты в историческое повествование, например, противопоставляя нравственные законы нагорной проповеди действиям царя Алексея Михайловича. Важнейшее концептуальное ядро церковной проповеди-гомилии выстраивалось патриархом Никоном через соединение единых по тематике фрагментов священных текстов - качества христианского правителя и христианского пастыря и соотношение святительской и царской власти.
5. Экклесиологические воззрения (стремление к оцерковлению всех сторон жизни) были общей основой идеологии русского православия XVII в., как староверов, так и патриарха Никона. Патриарх применил евангельское учение об ограничении царской власти законом Божьим, отстаивая право Церкви на роль внутренней оппозиции в случае нарушения симфонии властей.
6. По мнению патриарха Никона, основанному на последних земных словах Христа: «Се Аз с вами все дни до скончания века», нет особых духовнонасыщенных периодов истории. Благодатные времена не исчерпываются со Стоглавом. Именно этот конфликт породил пристальный интерес исследователей к фигуре, стоявшей в центре событий, - патриарху Никону. В центре полемики оказались не обряды как таковые, а их взаимосвязь с традициями, историей, опытом предыдущих поколений. В конфликте «новаторского» проекта и древнего наследия столкнулись разные образы «идеала будущего» и «идеала прошлого».
7. Патриарх Никон внес значительный вклад в отраслево е богословие в России XVI-XVII вв., принципы канонического устройства Церкви, канонические вопросы взаимодействия Церкви и государства (экклезио-эсхатологические и нравственно-аскетические). Система богословских воззрений патриарха Никона вполне соответствует этико-политическому и этико-богословскому аспектам аксиологической модели русской православной теоцентрической картины мира и стала основой проводимой им политики.
Научная
новизна исследования.
В диссертации впервые в отечественной науке:
1.
представлена оригинальная авторская концепция исследования системы
взглядов церковного деятеля через совмещение исторических методик
(контент-анализ, историко-системный и историко-сравнительный анализ) с
методологическими приемами лингвокультурологии, лингвистической концептологии и
семиотики (герменевтический и историко-семиотический методы, семантико-когнитивный
и дискурсный анализ). Материал исследования сложился из текстовых репрезентаций
4112 единиц авторского текста и представляет собой результат выборки трех
источников: наибольшей по объему была сплошная выборка библейских цитат (2653);
во-вторых, цитат из произведений Святых отцев-каппадокийцев - 490 (из них 417 -
сопоставлены с «Нравственными правилами» Василия Великого (80 правил, 233
главы); в-третьих - с выдержками из Кормчей 1653 г. (300);
2.
произведена реконструкция картины мира патриарха Никона на основе
исследования цитатного потока - методики фрактата - приспособления
чужого текста к индивидуальному восприятию или же соотношение чужого текста с
конкретной ситуацией, воспринимаемой как индивидуальное, особенное; а также методики центона - художественного
эффекта в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем
контексте каждого фрагмента; «цитатного монтажа»;
3.
проведено сопоставление богословских воззрений патриарха Никона с
догматико-полемической идеологией раннего раскола (протопоп Аввакум, дьякон
Федор и др.) и в контексте богословских поисков XVII в. посредством
историко-сравнительного метода;
4. реконструированы
историко-канонические воззрения патриарха Никона и в соотношении с
каппадокийским богословием (Григорий Нисский, Василий Великий);
5. доказано, что взгляды патриарха
Никона на национально-историческое бытие, законодательно-правовую и
догматико-каноническую базы государства и Церкви в регулировании институциональных
отношений стали основой его практической деятельности;
6.
проведено исследование историографического образа патриарха Никона в
научной литературе. На материале более 1900 работ, которые сопоставлены с 283
историческими источниками, дореволюционная историография представлена 162
работами XVIII в., 774 трудами XIX в. 764 трудами XX в.; зарубежная (на английском и
немецком языке) составляет более 200 трудов);
7. представлен
развернутый комплексный анализ историографических штампов, прослежен генезис и
развитие основных мифологем («патриарх Никон - реформатор Церкви», «патриарх
Никон - папоцезарист-теократ», «патриарх Никон - гонитель старообрядцев»).