Пространственные иконы как перформативный феномен – тема симпозиума в Академии художеств
События

География исследователей феномена «пространственной иконы», прибывших для участия в научной дискуссии, обширна и представительна: это Россия, Болгария, Сербия, Австрия, США, Япония, Франция, Италия, Дания, Германия, Тайвань. Как сказал организатор симпозиума, директор Научного центра восточно-христианской культуры, известный искусствовед Алексей Лидов, это свидетельствует о том, что «в некоторых случаях Россия в области искусствознания выступает инициатором важных и многообещающих начинаний».

Чтобы пояснить понятие перформативности пространственной иконы, А. Лидов предпослал первому заседанию «экзотический» эпиграф: на экране проектора показались тибетские монахи, создающие в современной Москве мандалу из разноцветного песка. Это произведение искусства, в котором воедино соединяются «художественное, сакральное и ритуальное», и является примером пространственной иконы, которая «принципиально перформативна»: важен сам процесс создания мандалы, и, когда совершенство достигнуто, авторы торжественно разрушают ее. Этот «эпиграф» напомнил также непосвященным, что под иконой участники симпозиума понимают не только собственно восточно-христианское изображение Господа, Богоматери и святых на доске, но любой сакральный образ: от архитектурного ансамбля (А. Лидов любит приводить в пример Новый Иерусалим под Москвой как яркий пример пространственной иконы) до «повествующего пейзажа», от священных лабиринтов до «иконических перформансов».

В своем докладе А. Лидов обратил внимание на то, что перформативность средневекового искусства обычно не учитывается исследователями, а между тем она является важной его составляющей, участвуя в создании сакрального пространства как «особой формы художественного творчества». Об этом напоминает, например, мотив вращающегося сверкающего диска во фресковых росписях Комниновской эпохи: это мало известное ученым изображение знаменует живое и всегда динамичное Слово Божие, Логос. Так и «драматическая изменчивость» пространственной иконы – она не должна восприниматься в базовой оппозиции «образ-зритель», но зритель (молящийся) активно участвует в создании иконы. Такой перформативной иконой может стать и массовое шествие: А. Лидов проанализировал с этой точки зрения чудотворное действо с иконой Одигитрии в Константинополе и знаменитое «Шествие на осляти», которое происходило в Вербное воскресенье в Москве XVI-XVII вв. Это всего лишь два примера из огромного явления, происходившего на территории всего православного мира, -- когда весь город или вся площадь, со всеми сакральными предметами и ассоциациями, со всеми участниками процессии, становились огромной пространственной иконой.

Несколько последовавших далее докладов были посвящены феномену различных сакральных надписей. Так, Анна Лазарова, Элка Бакалова (Болгария) рассматривали надписи и тексты в монументальных византийских росписях и в молитвенных обращениях к святым с точки зрения современной теории коммуникации. Анализируя любой текст как послание, у которого есть «отправитель», «адресат», а также пространственно-временной контекст послания, они выстраивают «лингвистическую модель молитвы прошедших веков». Даница Попович (Сербия) в докладе «Иконическое и перформативное в сакральном пространстве. Пещерный монастырь св. Михаила Архангела в Расе» сделала предметом своего анализа граффити на стенах упомянутого монастыря. Андреас Роби (Австрия) сообщил результаты своих палеографических изысканий в докладе« Интерактивные надписи: произведения искусства и их зрители в Византии». Два следующих доклада погрузили участников симпозиума в «интерактивное» пространство Софии Константинопольской: Биссера Пенчева (США) – «Схождение благодати: искусство, природа и религия в Святой Софии» и Наталья Тетерятникова (США) – «Ожившие иконы в интерактивном действе: мозаичный Деисус в Софии Константинопольской».

После перерыва свои доклады прочитали гости из Японии: Сигэбуми Цудзи «Создавая иконическое пространство. Трансформация повествующего пейзажа», Мичитака Судзуки « Хибуцу (Спрятанный Будда). Ожившие образы в Японии и православные иконы», Акира Акияма «Взаимоотношения реликвий изображений буддийской и христианской традициях: сравнительный перформативный аспекты». Также прозвучали сообщения В.В. Малявина (Тайвань) « Иеротопия в даосизме, иконический образ», К.М. Муратовой (Франция) «Лабиринт как перформативная икона в христианской культуре Востока и Запада» и Т.Л. Яворской (Литва) « Горы крестов – феномен народной иеротопии».

24 и 25 июня два десятка докладов будут посвящены феномену пространственной иконы в византийском, древнерусском искусстве, а также в исламской архитектуре.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9