Как напомнил на открытии выставки митрополит Ювеналий, «Торжество Православия» – это название древнего церковного праздника, установленного в IX в. и отмечаемого в первое воскресенье Великого поста в память окончательной победы над иконоборчеством. Об этом напоминает центральный экспонат выставки — монументальная икона «Седьмой Вселенский собор», написанная Симоном Ушаковым в 1670-х годах. Она является единственным и хорошо известным памятником русской иконописи, подробно излагающим историю деяний двух соборов 787 и 842 годов и даже изображающим первое богослужение, ставшее известным под названием «Торжество Православия». Однако создатели выставки толковали тему более расширенно, не связывая подбор экспонатов только с конкретным праздником: Торжество Православия, согласно концепции музейщиков, проявилось на Руси в разных типах святости, в особом почитании чудотворных икон, а в ХХ в. – в подвиге новомучеников и исповедников Российских.
В свою очередь, митрополит Корнилий поблагодарил устроителей экспозиции, отметив, что ГИМ неоднократно обращался в своих выставках и конференциях к духовному наследию старообрядческой Церкви. Говоря о теме выставки, он назвал «чудом» то «благоприятное время, которое дано Господом после десятилетий атеистического разорения». «Это чудо мы должны воспринимать с большой благодарностью, понимать, что это дается для просвещения наших душ этим самым Торжеством Православия…. Мы видим, сколько сейчас сил препятствует настоящему возрождению, сколько мутной духовной агрессии направлено против него, но мы понимаем (думаю, что и Патриарх Кирилл это понимает), что восстановление храмов – это только начало, залог того, что нам Господь дает. Мы не знаем, как долго может продлиться эта уникальная возможность, т.к. многое на Руси поворачивается непредсказуемым образом, но будем надеяться, что Господь по Своей милости это время нам продлит», — сказал митрополит Корнилий.
Далее оба иерарха вместе осматривали экспозицию в сопровождении заведующей филиалом ГИМа «Новодевичий монастырь» Марины Шведовой. Митрополит Ювеналий сам давал пояснения у большой иконы, созданной совсем недавно, в 2000 г. – «Новомученики и исповедники Российские». К юбилейному Архиерейском Собору, прославившему целый сонм новомучеников, эта монументальная икона была написана в иконописных мастерских Православного Свято-Тихоновского института (теперь – университета), ректор которого, протоиерей Владимир Воробьев также присутствовал на открытии выставки «Торжество Православия».
Как пояснила хранитель выставки Ирина Перова, митрополит Ювеналий принял непосредственное участие в разработке концепции выставки, предложив связать тему Торжества Православия в древнерусском искусстве со святостью мучеников и исповедников ХХ в. «Идея торжества и победы православия после долгих и мучительных гонений иконоборческого периода таким образом как бы переходит в наследство Русской Православной Церкви ХХ в., и на этой выставке звучит торжество русского духа», — сказала И. Перова.
Экспозиция рассказывает о разных типах русской святости: это святые благоверные князья, подвижники-монахи, основатели известных монастырей, юродивые и столпники. Удачным дополнением к иконам XV I-XVII вв. служат священнические и епископские облачения, на некоторых из них тоже можно обнаружить изображения святых – киевского князя Владимира, святого князя Бориса и апостола Андрея Первозванного.
Среди святых русских мирян особого внимания заслуживают юродивые. В монументальных иконах представлена тема аскетического христианского служения в образах юродивого св. Иоанна Устюжского и столпника св. Никиты Переяславского. О великих подвижниках Русского Севера рассказывают крупные житийные иконы. Экспозиция дополнена небольшой инсталляцией, посвященной Новодевичьему монастырю. В ней собраны: подлинное облачение монахини Новодевичьего монастыря нач. XX в.; икона «Прп. Елена Девочкина, игумении Домникеи и послушницы Феофании» XIX-XX вв., работы монастырской живописной мастерской; синодик Новодевичьего монастыря 1710 г.
Отдельная тема — почитание Казанской иконы Богоматери – представлена иконами: «Свят. Гурий и Варсонофий Казанские» первая четв. XVII в.; «Богоматерь Казанская со сказанием» конец XVII в.; «Св. Евдокия Московская перед иконой Богоматери Казанской» XVII в. и иконой с изображениями клейм Сказания о Богоматери Казанской» XVII в. Среди чтимых икон Богородицы выделена икона «Прославление Донской иконы Богородицы» вторая пол . XVII в. и образ «Богоматерь всех скорбящих радость» (конец XVII в.) в редком иконографическом варианте.
Следующий раздел посвящен московским святителям – митрополитам Петру, Алексию, Ионе. Представлены как общие изображения святителей, так и их отдельные иконы. Тему замыкает икона с изображением Спасителя в окружении «Всех святых в России просиявших».
Экспозицию сопровождают компьютерные презентации, где можно подробно рассмотреть клейма икон и их отдельные детали, оценить тонкость и совершенство художественного решения и вникнуть в историческое содержание икон. Как сообщили сотрудники музея, митрополит Ювеналий также принимал заинтересованное участие в подготовке этой презентации.