Священник Александр Мазырин: Возрождение памяти новомученников в регионах во многом зависит от энтузиастов-краеведов
События

Исключением можно считать только 2000 год, когда на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм новомученников, о которых мало кто знал. «Для широкого почитания пострадавших за веру сейчас очень важно, чтобы началось какое-то движение из самого народа. Грань между теми, кто прославлен и кто не прославлен, на самом деле достаточно условная, - сказал священник. - Богом прославлены все беспорочно пострадавшие за Христа в эпоху гонений. Поэтому очень важно обо всех них собирать, может быть по крупицам, новые сведения, издавать книги, проводить конференции, в разных формах поднимать эту тему». 

Например, такая работа проводится энтузиастами -краеведами в Тверской митрополии, в частности в Бежецкой епархии. Там собран материал и издана книга «Священномученики и исповедники удомельской земли», автором которой является краевед Дмитрий Подушков.
Одному из них - новомученику Михаилу Новоселову в этом году и были посвящены межрегиональные духовно-просветительские чтения, состоявшиеся в рамках IX -го Фестиваля традиционных ремесел, социальных и предпринимательских проектов «Наследие». Михаил Новоселов - известный православный миссионер и просветитель, родился в Тверской губернии, в селе Бабье 150 лет назад.

В молодости, еще учась на историко-филологическом факультете Московского университета Михаил Новоселов увлекся «учением» Льва Толстого, которого знал лично. Он также пытался реализовать идеи Толстого на практике, состоял с ним в переписке, создал общину в деревне, но со временем разочаровался в толстовстве, хотя и сохранил теплые воспоминания о дружбе с писателем. Об отношениях Толстого и Новоселова, о их переписке рассказал настоятель Свято - Алексеевского храма с.Козлово иерей Дмитрий Лихачев. Так в одном из последних писем Новоселов писал Толстому: «Мне грустно, что их нет теперь (наших дружеских отношений) и не может быть, - писал Новоселов Толстому, - пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому Вы считаете кощунством и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о Вас, и о близких Ваших с тех пор, как, разойдясь с Вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой».

Михаил Новоселов был хорошо знаком с Флоренским, Ильиным, Булгаковым, Розановом и другими российскими религиозными мыслителями. Публиковал брошюры и книги отвечающие на злободневные вопросы веры. Создал религиозно-философское общество под названием "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви", был активным участником братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и почетным членом Московской Духовной академии. Михаил Александрович был близок со святым праведным Иоанном Кронштадским, старцами Зосимовой пустыни.«Он был одним из организаторов Поместного собора 1917 года, критиковал большевитскую власть, закрывающую храмы и монастыри», - отметил в своем выступении депутат собрания народных депутатов Удомельского района, краевед Дмитрий Подушков. Новоселов был арестован в 1929 году, и больше на свободу не вышел. С окончанием одного срока, его дело каждый раз пересматривалось и назначался новый срок. Однако даже в тюрьме перед угрозой смерти Новоселов не отступил от своей веры и обратил в православие мусульманина, который находился в одной с ним камере. В январе 1938 года Михаил Новоселов, которому на тот момент исполнилось 74 года был расстрелян.

По словам профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина, Михаил Новоселов не принял декларацию митрополита Сергия и просил первоиерарха отказаться от ее подписания. В последствии он даже пытался создать против митрополита оппозицию и собрал сборник документов с названием «Дело митрополита Сергия», как свидетельство, что тот не имеет права возглавлять Церковь. «Существует миф, что Михаил Новоселов был тайно рукоположен в епископа с именем Марк, однако это никак не подтверждается документально», - подчеркнул священник.

По итогам чтений у слушателей было много вопросов к докладчикам и в частности, насколько была оправдана политика митрополита Сергия, стремящегося к компромису с безбожной властью? «Митрополит Сергий был дипломатом, - ответил священник Александр Мазырин.- Ему непросто было принять этот компромисс, но он полагал что таким образом сможет сохранить Церковь. Но ему не удалось спасти даже ближайших сторонников. Но если бы он не пошел на этот компромис, то оказался бы в заключении. А власть может быть с еще жесткими условиями заставила выполнять свои требования кого-то другого, кандидаты у них были».

Корреспондент ЦВ поинтересовался у председателя чтений, епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета, насколько важно для возрождения православия и памяти пострадавших за веру в селе такое немногочисленное мероприятие, на котрое собралось не более сорока человек.

«Может быть в масштабах столицы эти чтения как капля в море, но в наших масштабах - оно очень значимо, -ответил архиерей. - Ведь мы удалены от Москвы более чем на 300 км и на 100 от Твери. Однако опыт показывает, что такие мероприятия несут определенные знания о новомученниках, консолидируют местные силы — священнослужителей, педагогов, краеведов, работников культуры — всех, кому не безразлична судьба этих мест и судьба людей, когда живших здесь. Если проводить их только в центральном районе, информация до периферии не дойдет, слишком большие расстояния. И такие образовательные мероприятия - это только начало, первый наш опыт, на нем мы отрабатываем их технологию. К тому же для нас очень важно, что к нам приезжают и гости из исследовательских сообществ Москвы и Твери, принося сюда свой профессионализм и знания».

«Все о чем мы говорили сегодня, жители окрестных сел и деревень, которые собрались в этом небольшом зале местного клуба расскажут о том, что услышали своим близким, друзьям и знакомым, - согласен с мнением епископа священник Александр Мазырин. - Самое главное, что они соприкоснуться с подвигом новомученников. Ведь очень важно, чтобы он не забывался и к этой теме не было равнодушия. Участники тех событий уходят из жизни, новые поколения не знают и не всегда хотят знать, что творилось в годы гонений. Здесь собрались наиболее активные верующие этого района. Они пришли несмотря на будний день, значит - по зову сердца. Это вселяет определенную надежду, что память о пострадавших за Христа в российско глубинке будет постепенно возрождаться».

Алексей Реутский

e-vestnik.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9