Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 18 т. Т. 15. Кн. 2/ Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. — М.: Издательство «Наука», 2014. — 766 с.
ISBN 978-5-02-037364-8
ISBN 978-5-02-038141-4 (т. 15, кн. 2)
Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч. и писем: В 35 т./ ИРЛИ РАН; ред. И. Д. Якубович. - СПб.: Наука, 2014. Повести и рассказы. 1847-1859. Т. 2. 2-е изд., исправленное и дополненное. — 794 с.
ISBN 978-5-02-038316-6 (т. 2)
Библиотека литературы Древней Руси/ РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко; Подгот. текстов и комментарии С. И. Николаева. – СПб.: Наука, 2014. – Т. 18: XVII век. – 640 с.
ISBN 978-5-02-038317-3 (Т. 18)
И. А. Гончаров. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 10: Материалы цензорской деятельности. СПб.: Наука, 2014.
ISBN 978-5-02-038315-9 (Т. 10).
Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды (Материалы к Своду русского фольклора)/ Сост., подготовка текстов, статьи и комментарии А. Н. Власова, Е. А. Дороховой, Т. С. Каневой, З. Н. Мехреньгиной. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. — 932 с.: ил., нот., 16 с. вклейка.
ISBN 978-5-91476-058-5
Настоящее песенное собрание — наиболее полный свод текстов музыкально-поэтического фольклора нижней Вычегды — одной из немногих региональных фольклорных традиций Русского Севера, по сей день почти не представленной в публикациях. В состав сборника входит более 200 музыкально-поэтических текстов, представляющих три основные жанровые группы местной песенной традиции: необрядовую лирику, песни и причитания свадебного ритуала, хороводно-игровые песни и припевки. Им предшествует большое исследование, включающее историко-культурную характеристику Вычегодского края, обзор истории изучения местной фольклорной традиции, структурно-типологическое описание напевов, лингвистический очерк. Издание снабжено объемным научным аппаратом, содержащим текстологические и этнографические комментарии, а также справочные материалы: указатели сюжетов, исполнителей и мест записи. Приложение содержит работы краеведов и описание свадебного обряда. Содержание
Труды Отдела древнерусской литературы / Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2014. — Т. 62. — 774 с.
ISBN 978-5-02-038299-2
Каталог памятников древнерусской письменности XI-XIV вв. (Рукописные книги) / отв. ред. Д. М. Буланин ; [сост. Д. М. Буланин, А. А. Романова, О. В. Творогов, Ф. Томсон, А. А. Турилов]. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. - 944 с. - (STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS ; вып. 7).
ISBN 978-5-86007-759-1
ISSN 2220-5489=STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS
Каталог, предлагаемый вниманию читателя, - коллективная работа. Справочник призван дать максимально полное представление о репертуаре восточнославянской письменности за первые четыре столетия ее истории. Он базируется на данных, извлеченных из рукописных книг XI-XIV вв., каждая из которых получает характеристику и как кодикологическое целое, и как сборник относительно самостоятельных произведений. В десяти приложениях к Каталогу печатаются «Текстологические и библиографические арабески» Д. М. Буланина. В этих заметках целый ряд кратко упомянутых в Каталоге памятников получает более углубленную характеристику, потому что они включены в широкий контекст многовекового развития славянских средневековых литератур. В основе «Каталога памятников древнерусской письменности XI-XIV вв.» лежит полностью переработанный и увеличенный в несколько раз по объему путеводитель, который был составлен единолично О. В. Твороговым и под названием «Древнерусская книжность XI-XIV веков» издавался отдельными частями в «Трудах Отдела древнерусской литературы» (т. 56, 57, 59). Содержание
Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря.— СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014.— 440 с; 36 с. цв. вклейки.
ISBN 978-5-91476-056-1
Сборник продолжает собой серию научных непериодических изданий, в состав которой входили ранее тома, посвященные Иосифо-Волоколамскому (1991), Кирилло-Белозерскому (2008), Соловецкому (2001, 2004, 2010), севернорусским монастырям (2001), а также разным аспектам исследования средневековой русской книжности (1991, 1994). Он посвящен исследованию рукописного наследия одного из важнейших книжных центров средневековой Руси, Кирилло-Белозерского монастыря. В составе сборника — статьи о монастырских книжниках XV-XVII вв. (иноках Ефросине, Арсении, Леониде Ширшове, Ерофее Бурнашеве), отдельных памятниках средневековой литературы, представленных в кирилло-белозерской книжной традиции (Палее, Кормчей книге, «Хожении» игумена Даниила и др.), документах Кирилло-Белозерского монастыря, характеризующих богатства монастырской библиотеки и ризницы («книгах роздаточных» конца XVII в. и описи 1802 г.) и свидетельствах очевидца, побывавшего в монастыре в XIX в. Сборник содержит ряд публикаций: критическое издание Краткой (ранней) редакции Жития Кирилла Белозерского, «Предание старческое новоначальному иноку» и «Поучение братии обще живущей» по спискам инока Ефросина, молитвы, написанные предположительно Ерофеем Бурнашевым, комментированное издание «книг роздаточных» и фрагмент «Путешествия» П. И. Типухина, касающийся Кирилло-Белозерского и близлежащих монастырей. В книге публикуются образцы почерков ряда кирилловских писцов: иноков Ефросина, Исаака Собаки, Гурия Тушина и др. Книга адресована медиевистам разного профиля и всем, кому интересна история средневековой русской книжности. Содержание
Федорова И. В. «Путешествие в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла и восточнославянская паломническая литература XVII — начала XVIII в.: Исследование и текст.— СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. — 608 с: ил., 6 с. цв. вклейка.
ISBN 978-5-91476-059-2
Книга содержит исследование и публикацию древнерусского перевода «Путешествия в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла — рассказа о реальном паломничестве 1582—1581 гг. В результате исследования всех известных списков памятника охарактеризована литературная история произведения на русской почве, уточнено время перевода и его оригинал, проанализированы причины появления памятника в русской книжной культуре XVII в. На широком фоне восточнославянских «хождений» XII — начала XVIII в. и переводных описаний Святой Земли показаны особенности содержания Путешествия и повествовательной манеры польского князя-паломника, а также типичные для паломнического текста черты. Все это позволило создать целостную картину бытования в культуре Московского царства переводного памятника и проследить механизм «включения» иноязычного текста в восточнославянскую паломническую литературу. Научно-критическое издание текста Путешествия Николая Радзивилла снабжено обширными историко-литературными комментариями. Книга адресована специалистам по древнерусской литературе и истории христианского Востока, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской литературой, духовной культурой и паломническим движением в Святую Землю. Оглавление
Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое /М.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко» СПб., 2014. —416 с. ISBN 978-5-4261-0065-7
В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, — жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах — местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения «Повести временных лет» и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала «Карамзинской» рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания — владимиро-московского и новгородского — представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о «центрально-русском» летописании XIV в. — загадочном «Летописце Великом Русском». Автор доказывает, что именно в Москве в 1375 г. по воле князя Дмитрия Ивановича было начато «великорусское» летописание. Созданная два года спустя, в 1377 г., Лаврентьевская летопись оказывается ярко контрастной «Летописцу Великому Русскому», каким он теперь представляется. Работа составителей «Лаврентьевской летописи» имела целью дать пример вероисповедно-непримеримой борьбы христиан-русских с инверцами-татарами. Благословивший ее создание епископ Дионисий Суздальский явно хотел духовно укрепить и побудить князей к решительным действиям в начинающейся освободительной борьбе с татарами. В Послесловии книги говорится о трансформации жанра летописания, происшедшей на Руси в дальнейшем, начиная с XVI в. Содержание